Самарский арт-объект показали на международной выставке "Арх Москва"

С 8 по 11 июня в столичном Гостином дворе проходила XXVII Международная выставка архитектуры и дизайна "Арх Москва". В этом году участники форума размышляли на тему устойчивости. В числе представленных на выставке работ была инсталляция "Дождь" самарских архитекторов и художников Дмитрия и Марии Храмовых.

Фото: Дмитрий Храмов

Два полюса

"Арх Москва" - один из самых масштабных архитектурных фестивалей страны. Он включает в себя выставочные проекты, смотры работ востребованных бюро и студентов, семинары и сессии, презентации, дискуссии и многое другое. В этом году к форуму присоединились около 200 участников - госинституции, архитектурные студии, дизайн-бюро, профильные учебные заведения, девелоперы, производители и дистрибьюторы эксклюзивных материалов.

Темой этого года кураторы "Арх Москвы" Василий Бычков и Илья Мукосей выбрали устойчивость.

"Хорошо известная любому архитектору витрувианская триада "Прочность - польза - красота" стала в новое время постепенно меняться, - пишет в манифесте выставки архитектор и журналист Мукосей. - Причем если красота, категория субъективная, относящаяся к области искусства, продолжает существовать независимо (хотя ее критерии и меняются), то прочность и польза сначала превратились в надежность и функциональность (вкупе с эффективностью), а затем слились воедино в рамках  устойчивости.

Именно это интегральное понятие теперь определяет практическую сторону архитектуры. Оно очень многозначно, от простой конструктивной устойчивости, устойчивого равновесия, без которого не может существовать здание витрувианской прочности, до долговременного существования в работоспособном состоянии без лишних затрат, имеющего в основе витрувианскую пользу. Вместе эти два полюса подразумевают устойчивое существование и устойчивое развитие, причем не зданий, а, скорее, сетей и сообществ, которые эти здания используют".

Эстетизация движения

Второй год подряд кураторы приглашают шесть российских архитектурных бюро представить на выставке инсталляции, осмысляющие ту или иную тему. В этот раз работы вошли в раздел "Антитезы", а авторам предложили сравнить и противопоставить два противоположных понятия.

Архитектурному бюро "Студия 44" достались "образ/функция". На тему "простоты/сложности" размышляли Андрей и Никита Асадовы. "Вертикаль/горизонталь" анализировали Владимир Кузьмин и Эдуард Кубенский. Понятием "прочность/польза" занялся Сергей Падалко ("Витрувий и сыновья"). Артем Стаборовский (Saga) представил "типовое/уникальное". Самарские архитекторы и художники Дмитрий и Мария Храмовы показали инсталляцию "Дождь" на тему "покой/движение".

"Понятие "устойчивость" просто в своем физическом смысле, - объясняют авторы в сопроводительном тексте. - И все остальные его многочисленные смысловые слои подтверждают главное - тектонику, физическое твердое стояние на ногах, опорах, гравитацию. Даже сложный, рождающий дискуссии термин "устойчивое развитие" имеет в основе стремление к тектоническому мироустройству. Это развитие страны, города, коммуны, семьи, человека, при котором достигается комфортное местополагание себя в мире для продуктивного развития, разумного благополучия в гармонии сложной конструкции мира. Это достижение мечты, согласной себе и миру.

Самая характерная антитеза для описания и понимания физического смысла устойчивости - покой и движение. Эта пара - вечный двигатель устройства мира. Движение от мечты к мечте, от одной идеальной модели к преодолению ее и вновь к ее созданию".

"Движение - жизнь. Покой - смерть", - объясняют Храмовы. Образ покоя в инсталляции решен в виде ржавых кубов, а движения - в виде вырывающегося из них потока белых шариков. Ржавые каркасы - это стабильность, устойчивая форма, остановка жизни, тогда как дождь из шариков - преодоление покоя, движение к мечте.

В центре инсталляции, на пересечении потоков, расположен белый куб, в котором концентрируются шарики. По задумке авторов, в нем фиксируется и эстетизируется движение, он олицетворяет ощущение покоя в движении.

Одновременно с этим дождь представляется как природное воплощение двух понятий, как настоящая устойчивость, образ бесконечного движения жизни.

Материал по теме

Полная версия