Самарские студенты-медики учатся спасать жизни на уникальном отечественном симуляторе
Ученые Самарской области усовершенствовали симулятор, на котором студенты учатся выполнять трахеостомию. То есть экстренное восстановление проходимости верхних дыхательных путей.
Виртуальный симулятор "Трахеостомия" - детище специалистов Института инновационного развития СамГМУ. Студенты проводят сложные манипуляции и до автоматизма отрабатывают алгоритм действий. Обучение происходит без участия реального пациента. В отличие от импортных подобных устройств, самарская разработка предлагает полное погружение, и обучающийся сам выполняет все манипуляции, максимально приближенные к реальным.
В зарубежных программах всё за обучающегося делает виртуальный инструктор, а человеку остаётся лишь нажать "да/нет" на каждое действие. Суть самарской инновации - чтобы пройдя такое виртуальное обучение, выпускники были готовы к борьбе за жизнь человека.
В симуляторе появился многопользовательский режим, теперь за процессом могут наблюдать до десяти студентов. В виртуальном симуляторе реализованы режимы "доктор" и "ассистент". За их действиями студенты могут наблюдать при помощи специальных шлемов, причём дистанционно.
Руководитель проектов ИИР СамГМУ Григорий Губарев рассказал:
- Помимо режимов врача и ассистента можно наблюдать за процессом посредством своего мобильного телефона. Скачать приложение, вставить телефон в очки и смотреть, принимать непосредственное участие в операции. Также есть голосовой чат. Можно проводить удалённые уроки. Преподаватель со своим помощником показывают какую-то операцию. А студенты могут присоединиться, находясь дома, в соседней аудитории, в другом городе.
Преподаватели уверены, такая система улучшит навыки студентов, прежде чем они начнут работать с реальными пациентами. Обучение проводят для студентов 4-х и 6-х курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, оториноларингологического факультетов.
Старший ассистент кафедры оториноларингологии им. И. Б. Солдатова СамГМУ Александр Куренков пояснил:
- Есть возможность выполнения с ассистентом операции, система показывает, какие манипуляции нужно выполнять и в какой промежуток времени какой инструмент должен лежать и в каком порядке на хирургическом столе. Мы можем оценить, как студент воспользовался нашими занятиями. При проверке никаких подсказок виртуального сценария не будет, он будет самостоятельно выполнять оперативное вмешательство трахеостомою и при помощи этого мы можем оценить, успешно ли мы провели обучающий цикл.