"Самара" приближалась к нам шаг за шагом": интервью президента Единой лиги ВТБ Сергея Кущенко
В понедельник, 3 октября, мужская баскетбольная команда "Самара" дебютировала в чемпионате Единой лиги ВТБ. На домашней площадке во Дворце спорта она сразилась с самым титулованным клубом страны - московским ЦСКА (72:85). Почетным гостем матча стал президент лиги Сергей Кущенко. В перерыве он ответил на наши вопросы.
- "Самара"
на протяжении несколько лет пыталась стать членом Единой лиги ВТБ. Почему это произошло только в сезоне 2022/23?
- Сложились воедино несколько факторов. Один из них - Самарскую область возглавляет губернатор, который ратует за развитие спорта и сам неплохо играет в баскетбол. Дмитрий Игоревич Азаров принимает правильные решения и на баскетбольной площадке - я убедился в этом во время VIP-матча перед Суперкубком-2021, и на посту главы региона. Руководство области и клуб "Самара" взяли паузу перед вступлением в лигу. За это время построили спортивную арену. Современный, оснащенный всей необходимой инфраструктурой Дворец спорта отвечает требованиям Единой лиги.
Несколько лет назад, во время предыдущего своего визита сюда, я перечислил требования, которым должна соответствовать домашняя арена клуба Единой лиги. Тогда я сказал руководству клуба: "Арена должна быть такой, что болельщик, глядя на телеэкран, решил, что смотрит матч Евролиги". И Самара с этим справилась.
Также регион показал, что обладает терпением и умением выполнить положения регламента для вхождения в лигу. Здесь не стали сразу делать широкие шаги, чтобы, как говорится, не порвать штаны. Клуб приближался к Единой лиге ВТБ шаг за шагом, step by step. Зато теперь мы говорим: "Добро пожаловать, Самара!" И мы уверены, что созданная система позволит команде долго выступать в лиге.
- На ваш взгляд, самарский клуб в дебютном для себя сезоне может стать конкурентоспособным в лиге?
- Вы собрали неплохой состав. В "Самаре" есть классные исполнители, но пока между ними нет должного взаимодействия, необходимой командной "химии". Я хочу, чтобы "Самара" стала одной из приятных неожиданностей этого сезона.
- С вступлением в Единую лигу вход на домашние игры стал платным. Билеты на матч стоят от 300 до 1 500 рублей, абонементы на сезон - от 5 тысяч до 20 тысяч рублей. Как формируется билетная программа?
- Билетная программа привязана к каждому клубу и зависит от многих факторов. В их числе - популярность баскетбола в регионе, маркетинговые мероприятия, которые клуб обязан реализовывать. И лига будет требовать выполнение билетной программы от клубов. Сейчас, например, у пермской "Парма-Пари" лучшие показатели по посещаемости и продаже абонементов. Выполнение билетной программы, спортивные результаты команды, качество всего продукта, предоставляемого болельщикам каждым клубом, - все это оценивается. И есть условия, при которых клуб может получать финансовую поддержку от лиги.
Для лиги важна не только сама по себе игра. Мы хотим, чтобы люди имели возможность провести вечер с семьей или друзьями в красивом, современном спортсооружении и с комфортом посмотреть отличный баскетбол в исполнении мастеров.
- Стартовый матч "Самары" в Единой лиге посетили более 4 500 болельщиков. Возможно, их было бы больше, если бы он не совпал по времени с футбольной встречей "Крыльев Советов" и "Краснодара"...
- Такие ситуации нередко возникают. Например, накануне в Санкт-Петербурге в один вечер играли баскетбольный "Зенит" с УНИКСом, а футбольный "Зенит" - с "Ростовом". Мы смогли сдвинуть начало баскетбольного матча. В итоге болельщики смогли посетить оба матча. В Самаре не удалось развести игры по времени. И все же более 4 500 болельщиков - это отличный результат.
- Продажа билетов и абонементов, качество телекартинки, открытие клубных бюджетов - почему все это так важно для Единой лиги?
- Мы - коммерческая лига. Компании-спонсоры четко обозначили: они деньги инвестируют, но при этом лига и клубы должны зарабатывать. Кстати, в нынешнее непростое время ни один спонсор от нас не ушел. Например, лига плотно работает с одной из букмекерских компаний. Также надеемся, что будут приняты законодательные акты, разрешающие на стадионах рекламу, а может, и продажу пива. Подобные механизмы важны для того, чтобы лига и клубы постепенно увеличивали коммерческую составляющую своих бюджетов. Продажа билетов и абонементов на сезон - один из таких способов. Он может стать серьезной статьей дохода клуба.
- В состав команды МБА входят только российские баскетболисты. "Минск"
выступает с одним легионером. В то же время УНИКС и петербургский "Зенит"
заявили по шесть легионеров. Получается, что класс команд изначально не сопоставим...
- Все подобные нюансы прописаны в регламенте, который лига приняла после обсуждения с клубами. За его соблюдением мы четко следим. В этом сезоне принято решение, что команды могут взять до шести легионеров. Количество таких игроков зависит только от возможностей клуба и от желания главного тренера команды работать с ними. В регламенте на следующий сезон возможны изменения, но их будем обсуждать уже после завершения нынешнего чемпионата.