Реставрация дома Маштакова идет по плану
В столице региона продолжается восстановление памятника архитектуры на улице Самарской, 207 и его приспособление под галерею городских проектов "Заварка". Ход работ контролирует научный руководитель проекта, заведующий сектором деревянного зодчества НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Андрей Бодэ.
Реставрация объекта началась в октябре 2021 года. Проект восстановления и приспособления здания под галерею "Заварка" победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Его инициаторами стали Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и депутат Госдумы Александр Хинштейн при поддержке правительства Самарской области и городской-администрации. Первым делом специалисты провели обследование дома и основные противоаварийные работы. Усилили фундамент, выровняли просевшие конструкции, заменили прогнившие венцы. Бревенчатый сруб практически полностью восстановили. Реставраторы занимаются как внешним обликом, так и внутренними помещениями. На первом этаже настилают полы.
- За прошедшие два месяца сделано очень многое, - рассказал научный руководитель реставрации Андрей Бодэ . - Нужно поблагодарить производственников: работают качественно и быстро. Уже заменили нижние венцы, на стенах сделали заплаты. Приближается к своему завершению реставрация сруба.
Верхние подкровельные венцы потребуют отдельного внимания. Это связано еще и с тем, что они станут частью будущей экспозиции. Мы постараемся во всех элементах "не заглаживать и не обновлять". Чтобы человек, вошедший в здание, видел: да, вот это старое, настоящее. Задача реставраторов и авторов проекта приспособления (дизайн-проект "Заварки" готовит команда под руководством архитектора Дмитрия Храмова ) - выявить все артефакты и сделать так, чтобы они были на виду. Например, планируют сделать часть потолка второго этажа стеклянным, чтобы через него посетители могли увидеть чердачные стропила. По словам Андрея Бодэ, чердачные конструкции местами придется заменить из-за повреждений, но на месте раскрытия будут подлинные элементы, подчеркивающие историко-культурную ценность объекта.
- Главная цель - не просто привести в порядок здание, а сохранить старые элементы, отреставрировать их, - подчеркнул эксперт. - Печи, которые обязательно отремонтируют, украсят интерьеры будущей галереи. Вообще остается достаточно много аутентичного - стены, часть балок, окна. По срубу под замену ушло процентов двадцать, не больше.
Дом когда-то был жилой. За годы эксплуатации люди много чего в нем переделывали, поэтому по ходу работ в перегородках будет много замен. Окна демонтировали и отправили в московские реставрационные мастерские.
- Я смотрел, как там с ними работают, - рассказал Бодэ. - Это не замена, а восстановление всех элементов - наличников и окосячек.