Разворот на Восток: РЖД открывают новые пути для импорта и экспорта

В условиях новых геополитических и экономических вызовов железной дороге приходится менять цепи поставок и учитывать дополнительные факторы, чтобы обеспечить стабильность грузовых перевозок. Эта тема стала магистральной на транспортно-логистической конференции "PRO//Движение. Поволжье", которая состоялась в Уфе 31 мая.

Фото: Андрей Савельев

Стратегическое партнерство

Первая в 2022 году конференция железнодорожников стала одним из главных бизнес-событий транспортной отрасли Приволжского федерального округа. В ней приняли участие глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев, а также отправители и владельцы грузов, экспортеры и трейдеры, представители ключевых отраслевых союзов и финансовых институтов. В комбинированном формате (очно и онлайн) в форуме приняли участие более тысячи представителей транспортной отрасли - от Владивостока до Калининграда.

Год назад "PRO//Движение. Поволжье" проходила в Самаре, сейчас местом проведения была выбрана столица Башкортостана, на которую приходится около 40 % от всей погрузки Куйбышевской железной дороги. Как рассказал Радий Хабиров, на предприятиях РЖД в республике работают более 10 тыс. человек.

- Для нас РЖД – один из стратегических партнеров, входящих в топ-15 крупнейших налогоплательщиков нашей республики. С января по апрель отправлено более миллиона пассажиров - на 18 процентов больше, чем в прошлом году. Это результат нашей общей работы по расширению сети подвижного состава и улучшению сервиса, - отметил глава Башкортостана. - В дальнейшем рассчитываем на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Первый – Уфимское железнодорожное кольцо. Если мы его воплотим, пассажиропоток сможет увеличиться в четыре раза.

По словам главы республики, для растущей из года в год Уфимской агломерации это жизненно необходимый проект, который потянет за собой тысячи очень важных экономических решений.


Направления и грузы

Разворот логистики грузовых перевозок на Восток, изменение цепей поставок, преодоление действующих экспортно-импортных ограничений – основные вопросы рынка грузовых перевозок в нынешних условиях. По словам Алексея Шило, сейчас очень важно в режиме диалога с регионами искать выход из сложившейся ситуации, предлагать бизнесу новые решения.

- Российские железные дороги оперативно получают информацию от грузоотправителей для того, чтобы быстро управлять меняющейся ситуацией. Из-за политики недружественных стран экспорт в северо-западном направлении сокращается - многие грузы поехали в других направлениях. По максимуму используется инфраструктура Восточного полигона, на котором кардинально меняется структура перевозимых грузов, - рассказал заместитель гендиректора РЖД. - Также появляются абсолютно новые маршруты, активно загружается полигон Север-Юг в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. Грузопотоки переориентируют туда, где есть спрос и потребность в перевозках.

Он также отметил, что многие предприятия переориентируют поставки с экспорта на внутренний рынок, поэтому перевозки внутри страны увеличиваются - по итогам пяти месяцев текущего года прогнозируется прирост на 3 %.

По словам Шило, железнодорожной инфраструктуры для вывоза грузов во все направления более чем достаточно. Одной из важных задач, которые предстоит решить совместно с Правительством РФ, является развитие портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке: 76 % мощностей там ориентированы на перевалку углей и еще 12-15 % на нефтепродукты.

- Сейчас в этом направлении выросла отправка металлов на 20 процентов, удобрений – на 16 процентов. Надо серьезно заниматься перепрофилированием дальневосточных портов, готовить их к приему новых номенклатур грузов. В ближайшие несколько лет именно восточное направление будет наиболее востребованным, - подчеркнул он.

Новые возможности

Вячеслав Дмитриев отметил, что в первом квартале этого года грузопотоки на Куйбышевской магистрали существенно изменились.

- Мы видим снижение экспорта на 11 процентов, но одновременно с этим местные перевозки выросли на 12 процентов. Грузопотоки переориентируются: если раньше до 40 процентов грузов мы отправляли в порты Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, то сейчас значительные объемы направляются в сторону Восточно-Сибирской, Красноярской и Забайкальской железных дорог, - сообщил начальник КбшЖД. - Наши грузоотправители и грузополучатели активно адаптируются к текущим условиям и перестраивают логистические цепочки. Мы видим повышение грузопотоков в сторону Казахстана, Туркмении и Узбекистана.

Он также отметил, что грузооборот на магистрали постепенно возвращается к прошлогодним значениям.

В рамках конференции "PRO//Движение. Поволжье" компания "РЖД" заключила с представителями транспортно-логистической отрасли ряд соглашений о сотрудничестве, цель которых - увеличение объемов грузовых перевозок.

Развиваются и пассажирские перевозки. Так, за последний год в Башкортостане открыли два скоростных железнодорожных маршрута. В рамках проекта "Городская электричка" отремонтировали 16 платформ. Завершили первый этап реконструкции уфимского вокзала, который окончательно преобразится к 2024 году - юбилейному для столицы региона. На первой платформе вокзала в рамках форума работала выставка современных образцов пассажирской техники: "Ласточка", рельсовый автобус "Орлан", двухэтажный вагон, пассажирский вагон "РИЦ".

А на демонстрационной площадке в центре Уфы все желающие могли ознакомиться с экспозицией современных образцов грузовой и специальной автомобильной техники: новейшие перегрузчики и погрузчики, экскаваторы и краны, а также инновационные грузовые контейнеры. Как рассказал начальник Куйбышевской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Андрей Жужгов, в границах Куйбышевской магистрали действуют 43 терминала, способных перерабатывать тяжеловесные, тарно-штучные, контейнерные грузы.

- Объем терминально-складских услуг в первом квартале составил 157 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Основную часть в увеличении грузопотока дали контейнерные перевозки, - сообщил Жужгов.

В формате телемоста на форуме состоялось открытие грузового терминала на станции Стерлитамак. По словам Дмитриева, объект станет опорным терминально-логистическим центром на территории всего региона. Погрузочная площадка была основана в 1965-м и уже не справлялась с возросшими объемами отправки. В нынешнем году на ней была проведена масштабная реконструкция с применением новейших технологий. В этот же день с терминала был отправлен 150-й контейнерный поезд.

В Самаре на протяжении последних лет активно работает терминал на станции Безымянка, предоставляющий клиентам эффективные технологии отправки и приема грузов контейнерными поездами. Потенциальные направления перевозок: Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Забайкальск. Как отмечают в РЖД, перевозки в контейнерах - требование большинства экспортных покупателей, соответственно, это выход на новые рынки сбыта.

До 2024 года предстоит модернизировать более 70 грузовых терминалов по всей стране. Как отметил Алексей Шило, доходы РЖД сегодня равны инвестиционной программе, то есть каждый рубль своей прибыли компания направляет в развитие экономики.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ

Радий Хабиров, глава Республики Башкортостан:

- РЖД – сильный и надежный партнер, вместе с которым мы решаем большое количество важных задач. Железные дороги, протяженностью в полторы тысячи километров, которые проходят по территории республики, являются важнейшими артериями экономики. Очень важно, чтобы экономика Башкортостана дышала, жила и двигалась, и мы рассчитываем, что наша совместная деятельность будет способствовать повышению эффективности работы РЖД.

Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания:

- Сегодня мы работаем в штабном режиме, основная задача – это диалог с нашими грузоотправителями, внимание к регионам и активный поиск решений. В кризисные периоды необходимо оперативно получать обратную связь от клиентов, быстро реагировать и предлагать перевозки по новым маршрутам с тем, чтобы в стране не останавливались производства.

Вячеслав Дмитриев, начальник Куйбышевской железной дороги:

- Первый квартал текущего года был переломным для всей транспортной отрасли. Существенно изменились грузопотоки и традиционные логистические схемы. В то же время факторы внешнего воздействия открывают перед нами новые возможности. Сейчас необходимо принимать взвешенные и эффективные решения, которые позволят продолжить успешную реализацию совместных проектов.

Материал по теме

Полная версия