Раскрываемость преступлений кибермошенничества составляет 30%

За последний год в Самарской области на 20% выросло количество преступлений с использованием телекоммуникационных технологий. О том, как не попасть на крючок телефонных мошенников и куда обращаться, есть это все же произошло, представители правоохранительных органов рассказали на брифинге в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.

Фото: unsplаsh.cоm

Кибермошенничество становится одним из самых распространенных видов правонарушений. Уже около трети преступлений совершаются с использованием информационных технологий. В этом году в Самарской области зарегистрировано 12 тысяч таких эпизодов, что на 2 тысячи больше, чем в прошлом.

Причем мошенники становятся все более изобретательными. Кроме привычных звонков из банков и полиции, жителям поступают запросы от "сотрудников ФСБ", которые якобы подозревают потенциальную жертву в финансировании украинской армии. Разработали и специальные схемы с псевдоинвестициями, рассчитанные на финансово грамотную активную аудиторию.

Начальник отдела по раскрытию мошенничеств управления уголовного розыска ГУ МВД России по Самарской области Виталий Буренков отмечает:

- Говорить о том, что жертвой обмана становятся в основном пенсионеры, уже не приходится. Да, они более доверчивы, но попасть в такую ситуацию могут абсолютно любые люди, независимо от возраста и социального статуса.

"Секрет успеха" преступников – в самой технологии их работы, объясняет командир самарской Добровольной народной дружины, член Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области. В процессе разговора они создают так называемый режим управляемого стресса, чтобы "выключить" сознание. Лишь немногие люди реагируют на это агрессией, большинство впадает в ступор и хочет скорее прекратить это психологическое давление, чем и пользуются мошенники.

При серьезном воздействии попасть в их сети может абсолютно любой человек. Поэтому лучший выбор – при подозрительном звонке сразу положить трубку и не продолжать разговор.

С подобными прозвонами каждый из нас сталкивается практически ежедневно, ведь полностью защитить свои данные сейчас невозможно. Есть соцсети, базы данных транспортных компаний, маркетплейсов и интернет-магазинов, и гарантировать, что они не попадут в руки злоумышленников, нельзя, говорит Виталий Буренков.

Поэтому он советует критично относиться к любому звонку с незнакомого номера. Не устанавливать по просьбе "специалиста банка" или "полицейского" никакие приложения и не передавать коды от них. Не сообщать посторонним данные своих платежных карт и счетов. Все операции с денежными средствами проводить непосредственно в банке. А при подозрениях, что с вами общаются мошенники, обратиться в полицию.

Сделать это следует и если вы поняли, что перевели деньги преступникам. Чем быстрее сообщить об этом в банк и полицию, тем больше вероятность, что средства вернутся. Деньги уходят со счета в среднем уже в течение 10-15 минут. Но были случаи, когда банк успевал заблокировать их, рассказал Буренков.

А вот получить потерянные деньги позже уже сложнее – доля расследованных преступлений кибермошенников составляет всего 30%. Это связано прежде всего с тем, что их исполнители могут находиться в любой точке страны и даже за пределами РФ.

Сейчас банки идут навстречу в вопросах профилактики подобных преступлений, подчеркнул вице-президент Палаты адвокатов Самарской области, заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области Алексей Бородин.

По его словам, со следующего года вступит в силу закон, позволяющий им замедлять процесс проверки переводов до двух дней, если есть подозрения в "чистоте" операции. За это время человек успеет выйти из трансового состояния, сможет посоветоваться с близкими, понять, что его пытались обмануть, и обратиться в банк, чтобы отменить платеж.

- Мы все подкованы с точки зрения цифровой грамотности, но есть еще цифровая гигиена – то самое умение вовремя завершить нежелательный звонок, понять намерения злоумышленников. И этому тоже нужно учить, - уверен он. – И мы, общественники, должны принять в этом участие. Мы получаем информацию от МВД, и в рамках встреч с жителями, выездных мероприятий доносим ее до людей. Недавно к такой работе подключились студенты – мы обучаем их правильно разговаривать со старшими родственниками, чтобы уберечь их от беды.

Материал по теме

Полная версия