Птица счастья в "Энергетике": Екатерина Самыкина обучает ребят на Красной Глинке традиционным ремеслам
Клуб творчества и развития "Энергетик" в этом поселке напоминает музей народного творчества. Роспись по дереву, образцы лоскутного шитья, игрушки, рисунки карандашом и акварелью – все это сделано руками ребят из клуба и их педагога Екатерины Самыкиной.
Легенды о Жигуле и Пангее, воплощенные в дереве
Здесь лишь малая часть того, что создала Екатерина Самыкина. Диапазон ее творчества велик.
Одно из направлений - художественная роспись акриловыми красками по дереву. Подготовкой материала она занимается сама. Распиливает заготовки лобзиком. Обрабатывает дерево вручную наждачным полотном. Шпатлюет, грунтует. Для нее важно, чтобы у зрителя возникла иллюзия: перед ними не кусок дерева, а камень или керамика. Мастерица последовательно наносит три – четыре слоя краски. Первый – пастозный.
Затем Екатерина выстраивает контур и делает лессировку, в ходе которой покрывает дерево тонким прозрачным слоем. В результате изображение словно светится изнутри. Потом работа "состаривается" кракелюрным лаком. Большое значение Екатерина Самыкина придает рамкам. Они – единое художественное целое с изображением.
- Некоторые из них создаются брашированием, - рассказывает Екатерина. - Это помогает создать у зрителей иллюзию состаренного дерева. Оно покрывается специальным составом, который я варю сама. Художники называют этот процесс вощением.
Эти росписи по дереву вызывают ассоциации с наивным искусством, иногда - с лубком. Там изображение совмещается с какой-нибудь историей, и надпись вплетается в рисунок. У красноглинской мастерицы этого нет, но за каждой ее росписью – своя история.
С раннего детства она любила что-то клеить, вырезать, лепить, рисовать. Особенно нравилось изображать лошадей. К своим рисункам она придумывала различные истории.
За ее росписями стоит и своя мифология, и свой взгляд на русскую культуру.
- Я во многом следую традициям наивного искусства, - говорит Екатерина. - Колорит, орнамент – все оттуда. Но как автор я должна переосмыслить это. Каждая роспись – это часть меня.
Одна из ее работ обыгрывает легенду о братьях Жигуле, Соколе и собаке Тип-Тяв. Другая роспись - прочтение легенды о Каменной чаше по мотивам стихотворения Бориса Сиротина. Есть работа, символизирующая Переволоки, и там – проселочная дорога, лодка, силуэт рыбы. Есть символы Водолея и апреля (в этом месяце у Екатерины родились оба сына).
Еще одна роспись изображает Пангею - суперконтинент, объединявший в древние времена материки. У Пангеи человеческое лицо. И вот как это объясняет мастерица:
- Земля – живая, она дышит, помнит, созидает. Память о прошлом и мысли о будущем здесь объединены. Мы не можем творить будущее, забывая о том, что было с нами раньше.
В этом изображении мы видим и древо, олицетворяющее связь между миром земным и небесным. Есть здесь и птица - символ творчества.
На одной из росписей видим ангела.
- Они часто появляются на моих работах, - рассказывает мастерица. - Когда наступает вечер, ангел в средневековой шапочке трубит в рог. Здесь же изображен ключ, символ новых знаний. Он и закрывает двери к домам, которые защищает ангел.
А вот более личная история. Собака, идущая на задних лапах, тянет за собой игрушечную уточку по сентябрьскому лесу.
- Я очень люблю собак, - говорит Екатерина. - На 13-летие совместной жизни супруг подарил мне щенка курцхаара, назвали Ирмой.
Сыновья Екатерины в детстве занимались спортивным ориентированием. И она с мужем сопровождала их по лесу. Собака тоже.
- Она для нас член семьи. И вот мне захотелось изобразить, как Ирма шагает по тропинке, а духи леса благословляют ее.
Студия, где Екатерина Самыкина занимается с ребятами, наполнена природными символами. Есть здесь и оленьи рога, олицетворяющие для мастерицы силу и грацию.
На занятиях Екатерина иногда просит детей изобразить Птицу счастья – так, как они ее видят. Эти изображения она сканирует, наносит на чашки, и ребята уносят их домой.
- Испокон веков люди рисовали птиц и деревья, поэтизировали их, - говорит мастерица. - Так в мифологии появились Древо жизни и Древо познания, а крылья стали символом творчества.
Ей очень дорог цикл работ, посвященных Великой Отечественной войне, - он был подготовлен к одной из выставок в Кинеле. Эта тема в росписях Екатерины Самыкиной передается не напрямую, не с помощью изображения конкретных событий, а через образы, через символику Верхнего и Нижнего мира, описанную в славянских мифах.
- Когда пришла война, жизнь перевернулась с ног на голову. Все было зыбко, неустойчиво. Мне было важно показать боль народа. Ведь те события затронули каждую семью. У меня самой дед сгинул во время войны, ничего о нем неизвестно. Для этих работ я специально выбрала доски от старого забора. Мне была важна нарочитая грубость, необработанность материала. В этих росписях есть символизм. Вот "Жалейка". Сына уже нет, он уже в корнях дерева, он уже в прошлом. А мать скорбит. И зыбкая песнь дерева вплетает в звуки жалейки мысли о будущем. На ветвях дерева мы видим силуэты домов. Мать верит, что дальше будет созидание.
Одеяло как символ сотворения мира
Еще одно направление ее творчества - лоскутное шитье.
- Русские женщины в старину все умели, - говорит Екатерина. - Наверное, и потому, что жили трудно, что многого не хватало. Вот и мне с детства приходилось одну одежду переделывать в другую. Перекраивала штаны, юбки. С тех пор у меня любовь к тряпочкам. Потом появился пэчворк – когда из нескольких видов тканей выкладывается узор. И я заинтересовалась этим. Начала с того, что сшила лоскутное одеяльце для своего новорожденного ребенка. Потом для второго. Я верю в то, что мои вплетенные в одеяльца лоскутки были оберегом для них. В этой работе я передала им свою энергетику. Потом одеяльце я подарила подруге, та – еще кому-то. Так что мой оберег пошел в народ.
Екатерина показывает один из образцов своего творчества – большое одеяло в стиле лоскутного шитья. Каждый квадрат отличается от другого своим рисунком и колоритом. Преобладают радостные цвета - оранжевый, красный. Растительные орнаменты напоминают о разноцветье русских полей. Все рисунки идут от центра, как лучи от Солнца. Словно это образ сотворения мира.
Как говорит мастерица, одеяло сшито из девятисот с лишним лоскутов.
- Такие работы я иногда представляю на ярмарках и фестивалях, - говорит Екатерина. - Для меня самый большой комплимент, когда говорят: "Это как у моей бабушки в деревне". Хотя я понимаю, что там все-таки было другое.
Раньше лоскутки нашивали хаотично, и форма в основном была прямоугольная или квадратная. Но главное – все эти работы несут теплоту собственного дома, своего рода.
Еще Екатерина любит делать игрушки из тряпочек и других подсобных материалов. В студии их множество. Некоторые из них находят свое место на новогодней елке.
- Игрушки должны быть живыми, - говорит мастерица, - чтобы их захотелось потрогать.
Старинный интересный экземпляр
Екатерина считает, что садиться за работу стоит только в состоянии душевного подъема:
- Когда ты уставшая, какую энергетику сможешь передать? Я считаю, творчество и все, что с нами происходит, - это дар. Толчок к чему-то еще. В нашей жизни все убыстряется. Временная спираль закручивается, каждый день на нас обрушивается лавина информации, которую мы не успеваем осмыслить. И возникают стрессы. Спасает хобби. Нельзя же просто прозябать: дом – учеба – работа – дом. Совсем не обязательно, чтобы все дети, которые ходят к нам в студию, стали мастерами. Мы стараемся дать им толчок для дальнейшего развития – это главное.
В "Энергетике" занимаются ребята любого школьного возраста. В основном девочки. Здесь они сами могут выбрать то, что им интересно. В студии дети рисуют акварелью, пастелью, карандашом, акрилом, масляными красками, гуашью. На бумаге, дереве, ткани, металле, стекле. Здесь они шьют, лепят из глины, пластилина, соленого теста, создают коллажи, занимаются бисероплетением, декупажем и много еще чем.
- Я не хочу, чтобы дети воспринимали меня как архаику, - говорит Екатерина. - Я – старинный интересный экземпляр. На занятиях рассказываю им о многом, и о своем детстве тоже. Люблю путешествовать. Вот приехала из Калининграда - привезла россыпь янтаря. Принесла показать детям. И тут возник разговор: что такое янтарь, что из него можно создать. Считаю, что каждый человек, с которым ты встречаешься, чем-то тебя обогащает. Я передаю свой опыт детям, а они учат меня. Доброте, непосредственности...