Природа и мистика: в Самаре пройдут лекции об искусстве и кино
26 и 27 января в креативном пространстве бывшего дома Маштакова пройдут две встречи. Ирина Свиридова расскажет о роли природы в искусстве, а Виктор Зацепин - о немецком экспрессионизме в кино.
26 января в 18.00 искусствовед, заведующая Музеем модерна Ирина Свиридова прочитает лекцию "Человек, природа и искусство" (12+). На протяжении всей мировой истории искусства одним из главных источников вдохновения для художников служила природа. Ее элементы были одними из основных объектов изображения в работах великих мастеров прошлого. Современные авторы также часто обращаются к ее мотивам. Кроме того, во все времена использовались и ценились природные материалы. В состав некоторых красок до сих пор входят компоненты животного или растительного происхождения, а кисти из натурального ворса и щетины считаются качественнее и удобнее синтетического волокна. Графит и уголь используются для графических зарисовок, глина - для гончарного производства, мрамор и дерево - для скульптурных композиций.
На примере произведений искусства от древнейших времен до современности Свиридова расскажет, как изображали природу художники разных эпох. Также гости узнают, какие скульпторы работали с деревом. Лекция пройдет в рамках выставки Сергея Ключникова "Человек и дерево" (12+).
27 января в 18.00 лекцию "Носферату и другие: мистика в немецком кино" (12+) прочитает московский историк кино, германист, главный редактор издательства Rosebud Publishing Виктор Зацепин. Мероприятие организовано Музеем Эльдара Рязанова. Это первая встреча лектория "Феномены кино", который продлится весь год. Она будет посвящена феномену немецкого экспрессионизма в кинематографе.
Экспрессионизм возник в Европе в начале XX века как болезненный отклик на Первую мировую войну. Сначала это течение нашло место в литературе, театральных постановках и изобразительном искусстве, а затем перешло в киноиндустрию.
Экспрессионистский кинематограф появился в Берлине в 1920 году и развивался более 10 лет. Его отличительные черты - гротескные искажения пространства, стилизованные павильонные декорации, контрастное освещение и оптические эффекты, а также особенная актерская игра. Акцент делался на жестах и мимике, а эмоции демонстрировались в гипертрофированном виде. Сюжеты часто посвящались пограничным состояниям психики или были написаны в жанре мистики и ужасов. Эстетика постановок в немецком кино 1920-х напоминала ожившие экспрессионистские художественные картины.
Именно классическое немецкое кино стоит у истоков жанра ужасов (возник позднее, в 1930-1950-х годах). С одной стороны, оно впитало в себя мотивы страшных северных сказок, с другой, будучи городским искусством, описало страхи зрителей-горожан.
Зацепин расскажет, почему мистика, магия, абсурдное отображение мира и искаженная реальность вызывали сильные эмоции у зрителей, а также какими средствами и способами немецкие режиссеры 1920-х годов добивались нужного эффекта. Посетители узнают о ведущих примерах раннего киноэкспрессионизма, классических фильмах "Голем, как он пришел в мир" (1920, 16+), "Доктор Мабузе, игрок" (1922, 16+), "Носферату: симфония ужаса" (1922, 16+), "Альрауне" (1928, 16+), их героях, а также о тенях, злых двойниках и прочих мистических существах из других кинолент.
После лекции пройдет показ "Носферату: симфония ужаса". Этот немой черно-белый фильм кинорежиссера Фридриха Вильгельма Мурнау является второй по значимости после "Кабинета доктора Калигари" (1920, 16+) кинокартиной в истории немецкого экспрессионизма. В этом фильме использованы натурные съемки, а основной ритм строится на игре света и тени. Он стал одним из первых и самых успешных примеров кино о вампирах, сформировал общие идеи их изображения и связанные с ними легенды, которые используются до сих пор (например, сюжетный мотив смерти вампира от солнечного света).