Преподаватель Самарского университета: "зуммерам" недостаточно опыта предыдущих поколений, им нужны современные знания и кейсы
Важный этап становления индивида в личность ппроцесс небыстрый, да и сложный. В миллионах человек - представителей поколения XXI столетия ярко горит факел навязываемости всего и вся.
Образование как одна из главных частей этого становления не стало исключением. Однако возникает вопрос: нужно ли оно "новым" людям и есть ли в нем необходимость в системе их понимания? В моей практике масса знакомых, получивших высшее образование. Из них лишь малая часть этим гордится. Возможно, проблема не в системе, а в толпе? Что хочет современный студент, нужна ли ему эта самая "бумажка" и можно ли положиться на умы XXI столетия? На эти вопросы нам ответил человек, который изучил их от и до. Юлия Матвеева - кандидат экономических наук, лауреат премии "Женщина года Самарской области" в области науки, человек, знающий все о профессиональной коммуникации.
- Юлия Валерьевна, вы преподавали в разных отраслях, в разные годы и даже в разных странах. На ваш взгляд, сегодня реформа образования - это то, к чему мы движемся, некая неизбежность или, напротив, она только уничтожит то, что после упадка Советского Союза лишь недавно начало возрождаться?
- В современных условиях постоянно меняющейся экономической и социальной среды невозможно без реформирования образования. Система образования постоянно сталкивается с новыми вызовами, которые диктуют новые условия и тренды. Сначала мы успешно перешли на Болонскую ступенчатую систему, затем пандемия заставила нас быстро адаптироваться к цифровизации и онлайн-обучению. Мир не стоит на месте, и система образования трансформируется вместе с ним.
Современным студентам недостаточно ни опыта предыдущих поколений, ни исторических исследований мирового уровня - им необходимы современные знания, современные кейсы и современный опыт - знания, которым они доверяют, потому что постоянно видят результат. Поэтому я думаю, что реформы в образовании необходимы, и поступательно мы будем двигаться в правильном направлении.
Фото: из личного архива Юлии Матвеевой
- Вы имели опыт преподавания за рубежом. Как там дети и их родители относятся к высшему образованию?
- Обобщённо сложно ответить на этот вопрос, потому как отношение к образованию зависит от менталитета каждого конкретного человека. Но у меня сложилось впечатление, что, например, в Англии достаточно иметь среднее или специальное образование, чтобы обеспечить себе стабильный уровень дохода. В США, как мне показалось, родители и сами студенты планируют образование ещё со школы, ведь, получив высокую квалификацию, например, того же врача, они гарантированно получат высокую заработную плату. И в то же время они заранее думают о кредитах на образование, которые им потом придётся выплачивать.
- Все же образование, которое дает сегодня государство, важнее самообразования, к которому так стремится молодежь?
- Я считаю, что все равно необходим фундамент дисциплин, которые студенты будут изучать вместе с преподавателем. Здесь важно комбинировать самообразование и традиционный подход. Сейчас, например, вводятся дисциплины по выбору, траектории, которые студент может выбирать сам. Когда я задала вопрос по поводу самообразованиям своим студентам, можно ли им заменить работу вместе с преподавателем, они однозначно ответили, что традиционное образование необходимо, потому как оно учит не только работать с материалом, но и взаимодействовать в команде, а еще ребята считают, что доверяют преподавателю, что он разъяснит предмет и преподнесет самое необходимое. К тому же многие сказали, что самообразование требует высокой самоорганизации и самодисциплины. Я думаю, что необходимо сочетать оба компонента в современном мире - и традиционный подход, и самообразование.
- Преподаватель разъяснит предмет, донесет все самое необходимое... Значит, сегодня поколение "зуммеров" просто разучилось работать с информацией? Или в нем говорит банальная лень?
- Скорее, то, что нас окружает множество соблазнов, порой сосредоточиться даже на хороших платформах бывает сложно. В этом нет вины молодежи, таковы реалии. Очень сложно сосредоточиться и найти то, что будет необходимо. Учить все подряд, как известно, бессмысленно, а квалифицированный преподаватель может даже с высоты прожитых лет подсказать, куда поставить акценты. В то же время, к сожалению, некоторым студентам иногда сложно находить нужное зерно, но это уже вопрос к школе, где ребенок приобретает этот навык.
- Если мы заговорили о школе, как вы считаете, изменил ли единый госэкзамен отношение к образованию в первую очередь у молодежи? Наличие ЕГЭ сегодня вообще имеет смысл?
- Я думаю, лучше и глубже видят ситуацию учителя школ, я работаю все же на выпускающей кафедре в университете, на которой преподаются профильные дисциплины. Объективно могу сказать, что госэкзамен - это, несомненно, большой стресс для школьников и их родителей, понимают это все. Многие, уже будучи студентами, часто вспоминают пройденные испытания ЕГЭ с волнением. На своих предметах я все же стараюсь развивать креативное мышление и стратегическое видение.
- Через пару часов к вам придет очередная группа студентов. Можете ли вы сказать, что многие из них находятся в стенах вуза, только чтобы получить бумажку или, например, "откосить" от армии? И вообще изменилось ли за последнее время число таких "вольных слушателей"?
- Все индивидуально. У всех разные интенции. Конечно, есть и те, кто учится по инерции, потому как родители направили. Но я для себя отметила интересный факт: все больше в группах как на бакалавриате, так и в магистратуре встречаются люди, которые сделали большой перерыв в образовании и пришли учиться после 30-35 лет. Я думаю, это осознанный выбор, это действительно те, кто пришёл за знаниями. Являясь преподавателем высшей школы, я заметила, что высшее образование даёт не только знания. Оно учит работать с материалом, отделять зёрна от плевел, умению анализировать, структурировать, работать на результат и стремиться к цели. Сами ребята мне говорили, что научились усидчивости, самоорганизации именно во время учебы. И еще именно в университете приобретаются такие качества, как работа в команде, взаимодействие, отстаивание своих интересов и решение конфликтов. И самое главное, университет - это комьюнити, которое приобретается на всю жизнь. Я твёрдо считаю, что годы, проведённые в вузе, самые интересные и насыщенные. Ведь университет сейчас - это не только учебная программа, но и дополнительное образование, форумы, фестивали, гранты, стартапы. Это большая и интересная платформа, где можно реализоваться абсолютно каждому.
Фото: из личного архива Юлии Матвеевой
- Предположим, абитуриент успешно сдал ЕГЭ. Вот он уже студент. Но и этот этап заканчивается, начинается взрослая жизнь. Что вы слышите от своих выпускников, которые закончили учиться в вузе? У них поменялись взгляды на современное образование или же кто-то жалеет об упущенном времени, когда он мог бы, например, заняться саморазвитием, вместо того чтобы слушать лекции?
- Обычно фразу "университет ничего не даёт", как ни странно, я слышу от людей, не получивших высшее образование. Категорически с этим не соглашусь и отношусь с недоверием к специалистам, экспертам без высшего образования. Достаточно открыть "Инстаграм" и увидеть, сколько там инфоцыган, предлагающих свои марафоны и услуги. Даже словарный запас и грамотность являются одним из индикаторов высшего образования. Конечно, профессиональная судьба моих студентов складывается по-разному. Они реализуются не только по прямой специальности. Если приходится проходить дополнительное или самоообразование, то я не вижу в этом ничего плохого. Фундамент приобретён в университете, а жизнь вносит свои коррективы. Категорично, чтобы кто-то жалел о годах, проведённых в университете, я не слышала. Ведь это не просто полученный диплом как документ, это награда за время, труды и старания. Высшее образование - это так или иначе трамплин для будущей профессиональной деятельности.
- Какие основные составляющие эффективного, а главное, нужного образования?
- На мой взгляд, основными составляющими эффективного образования являются современные программы обучения и специализации, которые необходимы работодателю и востребованы на рынке труда, а также современные подходы и формы обучения. Мир изменился, и образование меняется вслед за ним. Конечно, нужен дифференцированный подход к обучению, чтобы помимо базовых предметов студент сам выбирал себе индивидуальные траектории и предметы, которые ему интересны и необходимы. Я знаю, что на западе студент должен набрать определенное количество кредитов, чтобы перейти на следующий курс. И он сам выбирает, какие дисциплины посещать, чтобы перейти на следующий уровень. Несомненно, частичная цифровизация, диктуемая современными условиями, просто необходима.
- Если вспомнить то время, когда вы были еще студенткой, у кого вы хотели бы сегодня преподавать - у прежнего поколения или у сегодняшнего, которое, как известно, подвержено зависимости от различных гаджетов?
- Какой интересный вопрос. Никогда не задумывалась над этим. Честно признаться, я не вижу большой разницы, но, может, только в том, что современные студенты не боятся задавать вопросы, они более смелые и у них больше доступа к информации, чем было 25 лет назад, когда я училась. Думаю, каждое поколение студентов индивидуально по-своему.
Беседа с преподавателем Самарского университета не могла длиться дольше. Началось потоковое занятие, формат которого изменила пандемия. С первых минут студенты разных направлений подготовки, возрастов и стран подключились к процессу. В этой онлайн-аудитории не было свободного места. Появление десятков пользователей на экране стало своего рода ответом на вопрос о том, нужно ли сегодня образование молодежи.
Меняются времена, традиции, история. Неизменным остается лишь одно - желание каждого человека стать лучше, превратиться из индивида в личность. Именно в этом и есть основа сегодняшнего образования.