Правда и легенды о самарском Леонардо

В Самаре, в областном историко-краеведческом музее, 17 декабря открылась выставка "Константин Головкин. Как жить в провинции" (6 +).

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Несмотря на то, что эта камерная выставка располагается на небольшом пространстве, здесь разнообразно представлены увлечения Константина Павловича Головкина, которого за широту интересов порою называют самарским Леонардо да Винчи.

Волжская жизнь на снимках

Документы, рукописи воспоминаний и фотографии, рассказывающие о Головкине как о купце, художнике, меценате, поступили на выставку из фондов СОИКМ имени П. В. Алабина, а также из собрания областной универсальной научной библиотеки и Центрального государственного архива.

На снимках из семейного альбома - не только сам Константин Павлович в разные годы жизни, но и его родители, жена, дети.

Часть фотографий вместе с сопроводительными текстами размещена на символических ступенях, ведущих вверх. Это путь Головкина-купца. На высшей ступени, датируемой 1916 годом, его состояние оценивалось в 2 миллиона рублей. Первая мировая война и инфляция обесценили это богатство, а последующая Октябрьская революция и вовсе лишила Константина Павловича состояния.

Наверняка все, кому интересна его судьба, с любопытством будут разглядывать планы комнат на знаменитой "Даче со слонами" и в доме на Панской (ныне Ленинградской), 34, где жил Головкин. Оба документа составлены по памяти его сыном, Всеволодом Константиновичем. Еще один знаковый документ, по которому можно судить о реальной, не придуманной жизни Головкина, - рукопись воспоминаний его дочери, Евгении Константиновны.

Бесценные экспонаты - хранящиеся в музее альбомы с фотографиями, сделанными Головкиным с его дарственной надписью. Их три. На этих страницах - волжские виды, картинки городской жизни, портреты бурлаков, рыбаков, грузчиков, рабочих, сплавлявших плоты. Многие из этих снимков стали открытками, которые издавал Константин Павлович. Их также можно увидеть на выставке. Всего он, кстати, выпустил девять наборов открыток.

Еще один любопытный документ. Письмо Головкина, написанное в 1910 году в городскую думу с просьбой отдать ему участок земли неподалеку от "Дачи со слонами" с целью строительства дороги для общественного пользования. В этой просьбе ему было отказано.

"Святое семейство" и призрак, которого не было

Атмосферу конца девятнадцатого - начала двадцатого века воссоздают не только документы и фотографии, но и вещи той поры. Фотографический аппарат начала прошлого столетия, подобный тому, которым пользовался Головкин. Этюдник. Икона "Святое семейство" - по одной из версий, она могла быть в семействе Константина Павловича. Картотечный шкаф (весьма вероятно, что он похож на тот, который был в архиве, где он служил в последние годы жизни). Выдвигая тот или иной ящичек, посетители могут увидеть копии фотографий и собственноручных записей Головкина. В одной из них он, например, пытается выяснить этимологию слова "Самара".

Многие знают, что Головкин положил начало самарской художественной коллекции. Менее известно, что он основал в Публичном музее отдел, посвященный Первой мировой войне. Некоторые экспонаты из того отдела - немецкие каски, пулеметные гильзы, граната - представлены на выставке.

В одном из разделов можно узнать о Головкине-археологе.

- Здесь представлены находки, сделанные в ходе экспедиций на Барбошиной поляне, - рассказывает главный научный сотрудник отдела истории СОИКМ Рудольф Голубев. - Предметы быта и украшения были найдены в мордовском могильнике четырнадцатого века. Два погребения были вырыты непосредственно Головкиным.

Рядом можно увидеть его картины (в том числе один из самых выразительных пейзажей "Весна в Заволжье"), этюды, акварельные и карандашные зарисовки самарского Леонардо.

В отдельном разделе выставки развенчиваются легенды о Константине Павловиче. Их было множество. Например, о неком призраке девушки возле "Дома со слонами". Или о том, что он был самым первым в Самаре автомобилистом. Да и сама марка автомобиля, которым владел Головкин, часто в публикациях именовалась ошибочно "Опелем", хотя на самом деле это была машина американской фирмы Oldsmobile. На одной из фотографий мы видим Головкина в шлеме за рулем этого авто…

Материал по теме

Полная версия