Пошли по пути локализации: как производители автокомпонентов преодолевают санкции

В условиях новой экономической реальности, когда санкции в отношении нашей страны продолжают усиливаться, а ключевая ставка Центрального банка держится выше отметки в 20 %, для автопрома критически важными становятся импортозамещение, локализация производства и оптимизация затрат на логистику. Это касается и Самарской области, как сильного промышленного региона и одного из центров автопроизводства.

Фото: архив "Волжской коммуны"

Компания из Тольятти, 30 лет специализирующаяся на производстве автомобильных климатических систем, успешно преодолела кризисную ситуацию, связанную с введением вторичных санкций против ее зарубежных партнеров.

- Мы выполнили все обязательства перед нашими клиентами, несмотря на возросшие затраты на операции. Поставки материалов и компонентов из-за границы теперь восстановлены, хотя цены значительно выросли, - отметил финансовый директор ООО "Фрост" Александр Масягин.

В 2024 году завод завершил очередную стадию модернизации производства, внедряя современные технологии автоматизации.

- Мы смогли провести эту работу своими силами, опираясь на опыт наших инженеров и поддержку Индустриального парка АВТОВАЗа, где расположены наши производственные мощности. Внедрение автоматизации позволило нам увеличить производительность, снизить потребность в рабочей силе и приобрести важные навыки для дальнейшего развития роботизированных решений. Мы намерены продолжать работать на базе этого индустриального парка, так как это удобно, выгодно и обеспечивает надежную основу для сотрудничества в том числе и с нашим крупнейшим заказчиком АВТОВАЗом, - добавил Александр Масягин.

Кроме того, компания не отказалась от своих стратегических целей. Так, планируется запустить новое производство комплектующих, которые станут конкурентной заменой китайскому продукту на российском рынке автокомпонентов.

Сегодня продолжают работать именно те производители, которые научились применять технологии импортозамещения и локализации производства, превращать сложности, в том числе логистические вызовы, в стимулы к развитию. Ключевыми аспектами в конкурентной борьбе стали сокращение цепочек поставок и снижение операционных расходов, считают производители. Финансовый директор пояснил:

- При высокой ключевой ставке ЦБ любому производителю по оборотному капиталу крайне невыгодно иметь длинное логистическое плечо, доставляя необходимые для производства материалы и детали за тысячи километров и из-за границы. Это расходы на доставку, таможню, хранение на складе. Такие алгоритмы требуют не только времени, но и значительных финансовых затрат. Уменьшение этого "плеча" является вполне логичным стремлением. Для этого необходимы инвестиции.

Получить финансирование сегодня можно с поддержкой государства. Фонд развития промышленности (ФРП) помогает оформить льготные займы сроком до 7 лет. В приоритете –проекты, направленные на выпуск импортозамещающей, высокотехнологичной продукции и выполняющие задачи по локализации производства комплектующих и автокомпонентов.

Тольяттинская компания тоже воспользовалась этой возможностью.

- Мы точно знаем, что продукция, которую мы готовимся запустить в производство, будет востребована у многих автопроизводителей на территории России. Поэтому мы адаптировали свои проекты под требования ФРП и подготовили заявку. Рассчитываем на успешное взаимодействие с фондом в 2025 году, - поделился планами Александр Масягин. - Прогнозы по итогам 2024 года и перспективы на 2025 год у отечественных производителей автомобилей во многом совпадают. Это создает благоприятные условия для новых возможностей сотрудничества и совершенствования технологических процессов в России.

Текущие инвестиционные приоритеты автопрома создают объективные риски для отечественных предприятий со стороны иностранных производителей. Зарубежные партнеры автопредприятий осознают потребности нашего рынка. Включаются режимы государственного регулирования для защиты импорта готовой продукции в Россию и удорожания стоимости материалов. Именно обострение конкуренции с иностранными поставщиками автокомпонентов становится перспективой 2025 года, убеждены в компании "Фрост".

К примеру, в 2024-м московский автомобильный завод "Москвич" запустил в производство локальные диски и шины, батарею. Отлажен процесс локальной окраски и разукрупнение сварочной линии. В начале 2025 года на предприятии поставят в серию первые локальные стекла.

- Наша цель – локализовать наибольшее количество компонентов. Мы активно занимаемся формированием новой панели поставщиков. Мы исследуем, какие из наших предыдущих партнеров готовы продолжить сотрудничество и внедрить программы локализации и развития автомобильной индустрии в России. Наш главный приоритет заключается в установлении долгосрочных стратегических партнерских отношений с поставщиками, способствующих улучшению финансовых показателей как для АО МАЗ "Москвич", так и для наших ключевых стратегических партнеров. Мы стремимся к сотрудничеству с поставщиками, включая поставщиков из Самарской области и других областей, которые готовы долгосрочно вложиться в локализацию и собственное развитие, чтобы гарантировать достойное качество для производства автомобилей "Москвич", - сообщает пресс-служба завода "Москвич".

Материал по теме

Полная версия