Популярный российский писатель Алексей Иванов рассказал самарцам о своем творчестве
Вадим Карасев /
Российский прозаик, автор бестселлеров "Географ глобус пропил", "Сердце Пармы" и множества других книг общался с самарскими читателями по телемосту, организованному областной универсальной научной библиотекой. Эта встреча прошла 15 декабря в рамках областного art-talk-проекта "Писатель в библиотеке".
Секрет успеха у киношников
Творчество писателя тесно связано с нашим городом. Несколько лет назад, когда прозаик работал над книгой "Вилы" о Емельяне Пугачеве и пугачевском бунте, он приезжал в Самару, город его впечатлил.
В одном из недавних романов ("Пищеблок") действие разворачивается в самарском пионерском лагере. А биография одного из героев романа связана с событиями Гражданской войны, которые происходили в нашем крае. Естественно, наших земляков заинтересовало, чем Самара привлекла писателя.
- Я географически влюбчивый человек. И после того, как побывал у вас в Самаре, я в нее влюбился, - сказал Алексей Иванов. - К тому времени у меня назрел роман "Пищеблок", и я подумал: почему бы не поместить его действие в окрестности Самары? Ваш город напомнил мне города моего детства. А оно было связано с Нижним Новгородом, Владимиром и Кинешмой. Здесь, в Самаре, я ощущаю себя комфортно.
Летом будущего года анонсируется экранизация романа "Пищеблок" (16+). "На кого она рассчитана?" - поинтересовались читатели.
- Прежде всего, на подростков, - пояснил писатель. - Там описываются детские взаимоотношения. Там появляются вампиры. Но фильм, я думаю, будет интересен и тем, кто любит ностальгировать. В таком же формате снят сериал "Очень странные дела" (16+), прошедший недавно.
Вообще к творчеству Алексея Иванова кинематографисты обращаются нередко. Из 22 художественных и документальных произведений писателя семь были экранизированы (самый известный фильм - "Географ глобус пропил" (16+)). Еще четыре фильма по его произведениям – в стадии съемок или подготовки к ним. Впрочем, как уверяет писатель, сам он ничего не делает, чтобы побудить "киношников" снять фильмы по своим произведениям.
- Я не хожу по студиям, не высылаю им синопсисы, - говорит Алексей Иванов. - "Киношники" сами приходят. Дело в том, что я предпочитаю сюжетную прозу. А сюжет - это то, что им нужно. Их не интересуют языковые красоты и психологические глубины. Они хотят, чтобы в книге было действие и яркие характеры.
К тому, что фильм порой далеко отходит от первоисточника, писатель относится философски:
- Экранизация - это всегда путь от произведения, а не к произведению. Надо понимать, что переход от одной художественной системы, из литературы в кинематограф, сопряжен с потерями.
К удаче нужно быть готовым
С какого произведения лучше начать знакомство с творчеством писателя? Романы Иванова столь разнообразны, что это во многом зависит от вкусов самого читателя. Если его интересует историческая литература, писатель рекомендует прежде всего познакомиться с романом "Тобол". Если приключенческая - с романом "Пищеблок". А если читатель хочет поразмышлять вместе с автором о том, что происходит сегодня в стране, - с романом "Ненастье".
Последний из написанных им романов, "Тени тевтонов", не укладывается ни в одну из этих ниш. Как определил сам писатель, "этот роман отчасти мистический, но в большей степени реалистический". Он написал его, побывав в Калининградской области.
- Действие там развивается сразу в двух временах, - рассказывает Алексей Иванов. - Первое - середина пятнадцатого века, место действия - столица Тевтонского ордена. Те события странным образом переплетаются с событиями весны 1945 года, когда рухнула нацистская Германия. Гауляйтер Восточной Пруссии Кох бежал из Кенигсберга - так же, как в свое время бежал Тевтонский магистр. На основании этого сходства я и написал роман о том, как человек взаимодействует с историей. И о том, хорошо это или плохо, когда мы своим идеалом ставим то, что уже отжило. Роман "Тени тевтонов" выйдет в свет в январе будущего года.
Как обычно, были вопросы от начинающих авторов: "Как пробиться в большую литературу?"
Писатель поделился собственным опытом:
- Мой путь в литературу был сложным. Семь лет я писал в стол и не мог ничего опубликовать. В конце концов, мне повезло. Я познакомился с писателем Леонидом Юзефовичем, и он составил мне протекцию. Так что можно сказать, что в литературу я попал по блату. Но надо помнить, что удача рано или поздно приходит ко всем, но не все бывают к ней готовы. Когда мне выпала удача, я к ней был готов. У меня к этому времени было написано три романа, которые я сразу же предъявил издателям. Надо сказать, что сегодня ситуация в литературе довольно благоприятна к начинающим. Есть множество литературных конкурсов, есть школы писательского мастерства. Но если за душой ничего нет, если ничего не наработано, конечно, это не поможет.
Что касается литературных премий, Алексей Иванов относится к ним довольно скептически:
- Литературная жизнь в России устроена по тусовочному принципу. Вокруг каждой премии есть своя тусовка. Чтобы получить премию, надо или быть участником этой тусовки, или хотя бы быть лояльным к ней. Я терпеть не могу московскую литературную жизнь и вообще тусовочность. Поэтому особых литературных премий не получал. А вообще, эта премия что-то решает для начинающего автора. Для состоявшегося - ничего.
Еще один традиционный вопрос: "Что читает писатель?"
- Читаю много литературы, нужной для моей работы. Сейчас работаю над книгой о Гражданской войне на Волге и Каме. В связи с этим с интересом прочитал две книги самарского краеведа Казарина об этом. Современную художественную литературу читаю редко и бессистемно. В основном, перечитываю то, что уже читал много раз. Для удовольствия. Например, "Сто лет одиночества" Гарсиа Маркеса. Или детектив "День шакала" Фредерика Форсайта. Или роман "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Любимые произведения не складываются в общую систему. Мне, например, нравятся и Павел Бажов, и Станислав Лем - писатели, совсем не похожие друг на друга.
Секрет успеха у киношников
Творчество писателя тесно связано с нашим городом. Несколько лет назад, когда прозаик работал над книгой "Вилы" о Емельяне Пугачеве и пугачевском бунте, он приезжал в Самару, город его впечатлил.
В одном из недавних романов ("Пищеблок") действие разворачивается в самарском пионерском лагере. А биография одного из героев романа связана с событиями Гражданской войны, которые происходили в нашем крае. Естественно, наших земляков заинтересовало, чем Самара привлекла писателя.
- Я географически влюбчивый человек. И после того, как побывал у вас в Самаре, я в нее влюбился, - сказал Алексей Иванов. - К тому времени у меня назрел роман "Пищеблок", и я подумал: почему бы не поместить его действие в окрестности Самары? Ваш город напомнил мне города моего детства. А оно было связано с Нижним Новгородом, Владимиром и Кинешмой. Здесь, в Самаре, я ощущаю себя комфортно.
Летом будущего года анонсируется экранизация романа "Пищеблок" (16+). "На кого она рассчитана?" - поинтересовались читатели.
- Прежде всего, на подростков, - пояснил писатель. - Там описываются детские взаимоотношения. Там появляются вампиры. Но фильм, я думаю, будет интересен и тем, кто любит ностальгировать. В таком же формате снят сериал "Очень странные дела" (16+), прошедший недавно.
Вообще к творчеству Алексея Иванова кинематографисты обращаются нередко. Из 22 художественных и документальных произведений писателя семь были экранизированы (самый известный фильм - "Географ глобус пропил" (16+)). Еще четыре фильма по его произведениям – в стадии съемок или подготовки к ним. Впрочем, как уверяет писатель, сам он ничего не делает, чтобы побудить "киношников" снять фильмы по своим произведениям.
- Я не хожу по студиям, не высылаю им синопсисы, - говорит Алексей Иванов. - "Киношники" сами приходят. Дело в том, что я предпочитаю сюжетную прозу. А сюжет - это то, что им нужно. Их не интересуют языковые красоты и психологические глубины. Они хотят, чтобы в книге было действие и яркие характеры.
К тому, что фильм порой далеко отходит от первоисточника, писатель относится философски:
- Экранизация - это всегда путь от произведения, а не к произведению. Надо понимать, что переход от одной художественной системы, из литературы в кинематограф, сопряжен с потерями.
К удаче нужно быть готовым
С какого произведения лучше начать знакомство с творчеством писателя? Романы Иванова столь разнообразны, что это во многом зависит от вкусов самого читателя. Если его интересует историческая литература, писатель рекомендует прежде всего познакомиться с романом "Тобол". Если приключенческая - с романом "Пищеблок". А если читатель хочет поразмышлять вместе с автором о том, что происходит сегодня в стране, - с романом "Ненастье".
Последний из написанных им романов, "Тени тевтонов", не укладывается ни в одну из этих ниш. Как определил сам писатель, "этот роман отчасти мистический, но в большей степени реалистический". Он написал его, побывав в Калининградской области.
- Действие там развивается сразу в двух временах, - рассказывает Алексей Иванов. - Первое - середина пятнадцатого века, место действия - столица Тевтонского ордена. Те события странным образом переплетаются с событиями весны 1945 года, когда рухнула нацистская Германия. Гауляйтер Восточной Пруссии Кох бежал из Кенигсберга - так же, как в свое время бежал Тевтонский магистр. На основании этого сходства я и написал роман о том, как человек взаимодействует с историей. И о том, хорошо это или плохо, когда мы своим идеалом ставим то, что уже отжило. Роман "Тени тевтонов" выйдет в свет в январе будущего года.
Как обычно, были вопросы от начинающих авторов: "Как пробиться в большую литературу?"
Писатель поделился собственным опытом:
- Мой путь в литературу был сложным. Семь лет я писал в стол и не мог ничего опубликовать. В конце концов, мне повезло. Я познакомился с писателем Леонидом Юзефовичем, и он составил мне протекцию. Так что можно сказать, что в литературу я попал по блату. Но надо помнить, что удача рано или поздно приходит ко всем, но не все бывают к ней готовы. Когда мне выпала удача, я к ней был готов. У меня к этому времени было написано три романа, которые я сразу же предъявил издателям. Надо сказать, что сегодня ситуация в литературе довольно благоприятна к начинающим. Есть множество литературных конкурсов, есть школы писательского мастерства. Но если за душой ничего нет, если ничего не наработано, конечно, это не поможет.
Что касается литературных премий, Алексей Иванов относится к ним довольно скептически:
- Литературная жизнь в России устроена по тусовочному принципу. Вокруг каждой премии есть своя тусовка. Чтобы получить премию, надо или быть участником этой тусовки, или хотя бы быть лояльным к ней. Я терпеть не могу московскую литературную жизнь и вообще тусовочность. Поэтому особых литературных премий не получал. А вообще, эта премия что-то решает для начинающего автора. Для состоявшегося - ничего.
Еще один традиционный вопрос: "Что читает писатель?"
- Читаю много литературы, нужной для моей работы. Сейчас работаю над книгой о Гражданской войне на Волге и Каме. В связи с этим с интересом прочитал две книги самарского краеведа Казарина об этом. Современную художественную литературу читаю редко и бессистемно. В основном, перечитываю то, что уже читал много раз. Для удовольствия. Например, "Сто лет одиночества" Гарсиа Маркеса. Или детектив "День шакала" Фредерика Форсайта. Или роман "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Любимые произведения не складываются в общую систему. Мне, например, нравятся и Павел Бажов, и Станислав Лем - писатели, совсем не похожие друг на друга.
Фото: Самарская областная библиотека