Под Самарой готовят историческую технику к Параду Памяти на площади Куйбышева

Директор "Музея внедорожных машин" Николай Хрипунов рассказал, какие машины будут участвовать 7 ноября в Параде Памяти (0+), как за ними ухаживают и насколько они готовы к выходу в свет.

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

В самарском музее собраны уникальные автомобили - участники Великой Отечественной войны. Николай Хрипунов самостоятельно восстанавливает их по старым чертежам, занимается поиском и изготовлением необходимых деталей. В нынешнем году в Параде Памяти будут участвовать восемь машин из коллекции - ГАЗ-61-73, ГАЗ-61-416, ГАЗ-64, ГАЗ-ААА, Dodge WC-63, Dodge ambulance, Bantam BRC-40, Bantam BRC-40-4WS. Все они побывали в зоне военных действий и сейчас на ходу. Машины Хрипунова участвуют в параде более 15 лет.

Музей получил лицензию в 2000 году. Он закрыт для обычных посетителей - коллекция частная и показывают ее только "друзьям". В гостях в гараже у Хрипунова были директора архивов всего Содружества независимых государств, французский телеканал, пилотажная группа "Русь", многие артисты.

В коллекции собраны 55 единиц техники всех стран-участников ВОВ. Больше ни у кого в мире нет такого количества экземпляров. Машины из музея каждый год участвуют в парадах 7 ноября и 9 мая. Какие-то из них стоят на учете, другие - нет, а третьи являются культурной ценностью Российской Федерации, имеют соответствующий документ. У Хрипунова более 50 наград с различных выставок и фестивалей.

Среди всего автопарка коллекционер не решается выделить одного "любимчика". Для него каждая машина - особенная, у каждой - своя история и свой характер. С особым трепетом Хрипунов относится к автомобилю маршала Георгия Жукова - внедорожнику ГАЗ-61-73. Его изготовили по приказу Министерства обороны в 1942 году. Куйбышев стал Запасной столицей, и машину определили в филиал Гаража особого назначения, чтобы Жуков ездил на ней по городу.

Восстанавливали автомобиль долго и кропотливо. Чтобы воссоздать материал салона, экспериментальный завод в Тольятти по сохранившемуся образцу ткани изготовил абсолютную копию.

За восстановление автомобиля маршала Хрипунову вручили благодарственное письмо в комитете Государственной думы по обороне.

Трудности возникали при реставрации всех машин. Основная сложность - детали. Они должны быть оригинальные. Внедорожников ГАЗ-61-416 было сделано всего 36 штук. При обороне Москвы и Ленинграда погибли все, кроме одной. Эту машину, а точнее ее остатки, нашли в Ленинградской области. В нее, очевидно, было прямое попадание. Состояние - три кучки железа. Хрипунов восстанавливал ее по фотографии, потому что не было даже заводских чертежей.

В коллекции у музея также грузовик ГАЗ-ААА. Для него необходимо было сделать лавки в кузове. И даже к этой мелочи мастер подошел со всей ответственностью: чтобы все до последней детали соответствовало оригиналу, Хрипунов отыскал в архиве чертежи лавок. По ним и сделал новые.

- Когда восстанавливали автомобиль, изучали все до последней строчки. Потому что правильно отреставрировать или неправильно - по затратам одинаково. Но когда сделаешь правильно, машина - вещь, а когда неправильно - она никакой ценности из себя не представляет, - рассказал Хрипунов.

Находить такие машины - тяжелый труд. Многие из них существуют в одном-двух экземплярах. Обладать ими хотят коллекционеры всего мира.

BMW-325 - единственный сохранившийся немецкий вездеход - можно увидеть только в гараже Хрипунова. Такой нет даже в музее BMW в Германии. Tempo G1200 - редчайшая машина - одна здесь, другая в Москве. Немцы выпрашивают, а Хрипунов не отдает.

В коллекции музея Volkswagen Typ 166 - германский плавающий автомобиль повышенной проходимости. Прямо с суши машина спускается на воду и плывет со скоростью 12 км в час.

- Можно иметь в коллекции 300, 500 машин. Но у тебя есть одна эта - перебиваешь всех, - отметил эту амфибию Хрипунов.

Содержание техники также требует усилий. Машины нужно ставить на консервацию, периодически заводить и обкатывать, чтобы она "жила". Каждому автомобилю нужен свой бензин - 52-й, 70-й и так далее. Его Хрипунов делает сам - смешивает нефрас и 76-й, который возит из Тольятти.
Перед парадом машины тщательно готовят несколько недель - осматривают и смазывают ходовую часть, проверяют и доливают смазки, меняют масло в двигателе. Все восемь единиц уже готовы к торжеству. 6 октября автомобили покинут гараж. До площади их доставит эвакуатор.

- Мы на них не ездим. Это все равно что бабушку на стометровку отправить. Жалко бабушку, хоть она и бодрая, - объяснил Хрипунов.

Специалист рассказал, с чего начинался их с музеем путь:

- Я по профессии автомеханик, с юных лет занимался техникой, работал водителем. Сначала мы делали "красивые" машины - "Волги", "Победы", "Чайки", "ЗИМы" - собрали много экземпляров. Но потом изучили особенности коллекционирования и решили сделать акцент на военной технике. Это, во-первых, патриотично. Во-вторых, это высший уровень. Круче только горы. "Волг" и "Москвичей" много, а попробуйте найти эти машины. Их мало.

Хрипунов долгие годы занимается реставрацией техники. Эта деятельность требует отдачи. Взамен потраченных сил и времени мастер получает эмоции:

- Реставрация машин - это целый мир. Пока работаешь, происходит много интересного. Мы делали ЗИС-110, пять лет искали для него сигналы. Найти невозможно. Обрыли весь интернет, обзвонили всех коллег - бесполезно. Мы решили купить другой автомобиль, чтобы разобрать его на запчасти. Выкатываем его из сарая, наступаю на какую-то железку, поднимаю. Я в шоке - мне уже эта машина не нужна. Наступил на сигналы от ЗИС-110, они валялись в этом сарае. Эти случаи никак не объяснить.

Машины для Хрипунова - не просто техника. Про каждую из них, по его словам, можно говорить часами, написать книгу. Мастер рассказал, какую ценность эти автомобили представляют для страны и зачем задействовать их на парадах:

- Важно, чтобы люди помнили историю. Машины - это первоисточники. Они воевали, на них ковалась Победа. Если мы хотим сохранить свою страну, дети должны знать, откуда мы вышли.

Материал по теме

Полная версия