Почему Юрий Гагарин летел в Куйбышев на самолете генерала Константина Цедрика
Генерал-лейтенант Константин Цедрик всю жизнь посвятил авиации и в начале 60-х годов прошлого века был командующим ВВС ПриВО. Под руководством генерала были разысканы и доставлены с мест приземления в Куйбышев все шесть первых наших космических первопроходцев - Юрий Гагарин и Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова.
А после космического полета 12 апреля 1961 года Юрия Гагарина командующий Военно-воздушными силами Приволжского военного округа генерал-майор авиации Константин Цедрик за его обеспечение досрочно получил следующее воинское звание генерал-лейтенанта. И Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён высоким государственным орденом Красного Знамени.
Фото: музей Борисоглебского ВВАУЛ
А начинал свой путь в небо будущий генерал в начале 30-х в Вольской объединенной летно-технической школе ВВС, затем были продолжение учебы в знаменитой Борисоглебской военно-авиационной школе летчиков и служба в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Во время Великой Отечественной войны Константин Цедрик командовал авиационным полком и дивизией. Несмотря на высокие должности, совершил боевые вылеты на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3 и лично сбил немецкий самолет Heinkel He 111. Также Цедрик участвовал в августе 1945 года в разгроме японских милитаристов.
В конце 50-х он стал командующим воздушной армией, а 1960 году возглавил ВВС Приволжского военного округа.
При первых пилотируемых полётах поиск и спасение людей возлагались на командующих авиацией военных округов, на территории которых по расчёту должны были приземлиться корабли-спутники "Восток". На территории Приволжского военного округа такую работу возглавлял генерал-майор авиации Константин Цедрик.
Он создал все необходимые группы - главного штурмана, начальника связи, всех старших командиров и начальников из управления и штаба авиации ПриВО.
Фото: музей Борисоглебского ВВАУЛ
После совершения первых орбитальных полётов советских космонавтов в 1961-1963 годах были разысканы и доставлены с мест приземления в Куйбышев все шесть первых наших космических первопроходцев - Юрий Гагарин и Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова.
Напомним, что еще летом 1960 года по заданию главкома ВВС генерал-лейтенант авиации Николай Каманин стал организатором и куратором подготовки космонавтов. С декабря 1960 года он так же, как генерал-майор авиации Константин Цедрик, занимался их поиском и эвакуацией с мест приземления. И потому на страницах "Космических дневников" Каманина, относящихся к 1960- м годам, часто упоминаются фамилия Цедрика и куйбышевские аэродромы Кряж и Смышляевка.
Стоит отметить, что было много трудностей и далеко не всегда в дневниковых записях Каманина показана успешная работа групп авиаторов генерала Цедрика.
Как записал Николай Каманин, 22 декабря 1960 года с полигона "Заря" (будущего космодрома Байконур) был произведен пуск четвертого корабля-спутника с собаками Жемчужиной и Жулькой в спускаемом аппарате. Расчётная точка посадки была определена в Куйбышевской области. Генерала Каманина в Куйбышеве встретил командующий ВВС ПриВО генерал Цедрик. И доложил, что погода явно нелётная: нижняя кромка облаков - 90 метров, видимость - меньше километра, морось, обледенение. И в таких тяжёлых метеоусловиях куйбышевские авиаторы подготовились, подняли в воздух самолёты и будут встречать спускаемый аппарат с собаками.
Фото: музей Борисоглебского ВВАУЛ
Но прошло расчётное время приземления, а никаких сигналов ниоткуда не поступило. Лишь к вечеру доложили, что спускаемый шар космического корабля обнаружен не в Среднем Поволжье, а за многие тысячи километров от расчётной точки посадки в районе реки Нижней Тунгуски в Восточной Сибири. Правда, животные были живы. Но из-за аварии ракеты-носителя программа космического полёта оказалась невыполненной. И ни в сообщение ТАСС, ни в один справочник полёт этого 4-го корабля-спутника с Жечужиной и Жулькой не попал.
А ещё буквально перед стартом первого космонавта успешно слетали 9 и 25 марта 1961 года на одноместных человеческих космических кораблях "Восток-3КА" две собаки - Чернушка и Звёздочка. Они совершили очень важные контрольные и такие же, как у Гагарина, полуторачасовые по продолжительности космические полёты. Их группы генерала Цедрика разыскали на местах приземления в заснеженных полях вблизи городов Заинск в Татарии и Воткинск в Удмуртии.
Перед 12 апреля генералы Цедрик и Каманин знакомили Юрия Гагарина и его товарищей с Куйбышевом и штатным районом посадки космического корабля-спутника "Восток". Как записал в своём дневнике Николай Каманин, будущие космонавты прибыли в Куйбышев 16 марта 1961 года. Аэродром Смышлявка, на который они прилетели, был в тот весенний день залит водой по колено. Две тройки космонавтов поднялись со Смышляевки в воздух и облетели Куйбышевскую и часть Саратовской области. Они с воздуха ознакомились с предполагаемым районом штатного приземления корабля - это были Пестравка, Хвалынск, Сызрань и окрестности самого Куйбышева.
А 12 апреля из Энгельса в Куйбышев Гагарина доставил личный самолёт Ил-14 с бортовым номером 02 командующего ВВС Приволжского военного округа генерала Константина Цедрика. Хотя это должен был сделать военный борт из подмосковных Люберец. Виной тому оказался сильный дождь в ночь на 12 апреля, который обрушился на Куйбышев и военный аэродром Кряж. Он тогда ещё не имел твёрдой взлётно-посадочной полосы, а грунт на аэродроме дождём серьёзно размыло.
Фото: Юлия Рубцова
Накануне генерал Цедрик приехал туда и вместе с командиром эскадрильи майором Иваном Дьяченко обошёл, осмотрел аэродром и выяснил, что со взлётно-посадочной полосы уже можно работать. И предупредил Дьяченко как своего пилота, чтобы тот готовился к этому. Правда, не сказал ему, что будут в космос человека запускать.
Генерал Цедрик рассказывал корреспонденту "Красной Звезды" Илье Максимову:
- Встретили мы Гагарина на Заводском аэродроме, отвезли на Первую просеку в обкомовскую дачу. А мне дали команду найти его форменную одежду. Я снова поехал на Заводской аэродром, нашёл этот самолет. А он грузовой, не пассажирский. За какими-то ящиками отыскали гагаринскую форму одежды, его фуражку - смятые, перемазанные какой-то смазкой. Что делать? Мне говорят: шить новую, майорскую. Сшили за ночь. В том числе и новенькую шинель...
В Самаре генерал Цедрик прожил почти 34 года: с сентября 1960-го до своей смерти в июне 1994 года.
К личности генерал-лейтенанта Константина Цедрика мы еще вернемся в наших публикациях.