Почему летают кони: в Самаре проходит выставка работ Марии Пешковой и ее учеников

В нынешнем году полвека исполняется Самарскому художественному училищу имени К. С. Петрова-Водкина. К юбилею приурочена серия выставок "Учитель и его ученики". Первая из них, которая проходит сейчас, представляет творчество члена Международной творческой ассоциации "Палитра Мира" Марии Пешковой и ее воспитанников.

Фото: Вадим Карасев

Волшебные миры

Среди первых преподавателей училища были маститые художники Юрий Филиппов, Венир Кныжов, Евгений Березин, Вячеслав Герасимов, Вадим Сушко. Их творчество хорошо известно самарским любителям искусства. Так же, как и работы Марии Пешковой. Любители живописи знают ее по картинам и графике, где причудливо сплетаются реальность и фантазия, поэзия и романтика.

28 марта у Марии тоже юбилей. Она – ровесница училища.
Мария – художник в пятом поколении. Ее отец, заслуженный работник культуры России Александр Пешков, работал в училище с 1974 по 2008 год. О чем свидетельствует мемориальная доска на этом здании. Два его пейзажа, кстати, тоже можно увидеть на выставке.

Дед и прадед Марии были иконописцами. Мама, Татьяна Пешкова – тоже живописец и мастер акварели. До недавнего времени она преподавала в Первой художественной школе имени Г. Е. Зингера.

- Моими первыми учителями были родители, - вспоминает Мария. - Они читали мне сказки, рассказывали библейские истории. Мама – еще и древнегреческие мифы, которые очень любила. И все вместе мы рисовали.

Затем были занятия в изостудии у Нины Иевлевой, в художественном училище и институте художественного образования при Самарском педагогическом университете.

Нынешнюю выставку (12+) Мария назвала "Миры". Объясняет она это так:

- Мир каждого человека представляет собой сложный целостный образ. Миры бывают светлые и темные, добрые и враждебные, прекрасные, неизведанные, зыбкие, необъятные и опустошенные. Мои можно увидеть и услышать в картинах и графических листах, которые представлены на выставке. Я живу в этих волшебных мирах. Их можно ощутить: некоторые из них уведут в мифологию и осветят путь к сказке; другие помогут увидеть лица и души удивительных людей; третьи познакомят с обликом города, поведают его тайны.

На выставке представлены портреты людей, которые во многом повлияли на ее судьбу. В первую очередь, это портрет отца, который на картине играет в шахматы с дедом Марии. Это было одним из любимых занятий Александра Пешкова.

- Создавать портреты очень интересно, - говорит Мария. - Но для этого мне нужен личный контакт с человеком. Нужно с ним пообщаться, понять его. Настоящий портрет отражает внутренний мир человека.

На выставке можно увидеть воплощенные Марией Пешковой образы ее учителей – художников Юрия Филиппова, Геннадия Тибушкина, Вадима и Валентины Свешниковых, Валентина Пурыгина. Мария помещает своих героев в тот мир, который каждому из них был близок. Так, Вадим Свешников изображен среди артефактов затонувшей Атлантиды, к образам которой он часто обращался. Юрий Филиппов предстает перед нами на фоне воспетых им волжских просторов. Валентин Пурыгин – с петухом на плече, рядом с волками, воронами и кряжистым осокорем - деревом, которое он воспевал в своих картинах.

Здесь же – портреты других деятелей искусства. Доктора культурологии Владимира Ионесова, влюбленного в Самарканд и Армению. Кинорежиссера Андрея Тарковского (его мир, представленный на полотне, вызывает ассоциации, прежде всего, с фильмом "Зеркало"). Кстати, сама картина помещена в раму от старинного семейного зеркала Пешковых.

Известен в Самаре как художник и педагог муж Марии Алексей Давыдов. В атмосфере творчества с ранних лет росли и их дети. Дочь, Милослава Давыдова, любила рисовать с самых ранних лет, и до сих пор в их квартире сохранились рисунки, сделанные девочкой прямо на дверях. Сейчас Милослава учится на режиссера в институте культуры и пишет пронзительные стихи. Ей всего двадцать, но она - номинант нескольких всероссийских литературных премий, награждена медалями Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Ивана Бунина и Федора Достоевского за вклад в развитие русской литературы. Сейчас готовится к изданию ее поэтический сборник, который будет проиллюстрирован рисунками мамы. Младший брат Милославы Святогор увлечен музыкой, играет на трубе. Кстати, у его прадеда, как говорит Мария, был абсолютный слух. Она и сама любит петь, особенно бардовские песни.

Вся семья представлена на портретах, которые можно увидеть на выставке. Четыре человека и близкие им стихии. Алексей – Огонь. Милослава, окруженная травами, – Земля. Святогор с трубой в руках – Воздух. И сама Мария – Вода. На этой картине она держит хрупкий сосуд, под живительной влагой из которого зацветает папоротник.

Целый мир из обычной ракушки

За творчеством Марии Пешковой я слежу лет тридцать. С тех пор, как впервые увидел ее работы на выставке выпускников художественного училища, где она сейчас преподает. Все эти годы Мария не перестает удивлять изысканными произведениями, многие из которых основаны на осмыслении старинных легенд, мифов и сказок. Источником вдохновения для работы над картинами и графикой ей часто служат книги любимых писателей. Андерсена, Пастернака, Лермонтова.

Главным своим качеством как художника она считает фантазию. Это хорошо видно по ее графике. На выставке представлены иллюстрации к сказкам и стихам, обложки книг, символические рисунки, напоминающие сны - например, "Ночь над садом". На одной из графических работ из обычной ракушки рождается целый фантастический морской мир с диковинными образами. На другой - могучее дерево, окруженное ангелами и падающими звездами, как будто становится ее оберегом и символом жизни.
Необычны поэтические образы славянских богов и богатырей. Среди них – и могучий Святогор, тезка сына Марии.

Ее мир разнообразен. Черно-белые сюжеты по мотивам славянских мифов совсем не похожи на трогательные цветные иллюстрации к сказке самарского автора Дмитрия Ахметшина "Зверек и Рыбьи чудеса".

Ощущение полета

- Я стараюсь много рисовать с натуры, - говорит Пешкова о своем подходе к творчеству. - Но саму картину пишу по этюдам, зарисовкам. Натура слишком подчиняет себе. Мне неинтересно воспроизводить один к одному то, что я увидела. Возникает желание что-то передвинуть, внести в работу какое-то иное состояние. Иногда сам элемент реального мира может вызвать фантазию. Вообще, все мои картины так или иначе навеяны Самарой. Даже те, на которых изображены Венеция или Флоренция.

На одной из ее картин кони улетают прямо в небо. Как возник этот образ? 
- Я не придумала его, - говорит Мария. - Просто передала ощущение полета, которое живет в душе. Его может вызвать пришедшая к нам весна. И может быть, это недалеко от реальности? Когда лошади скачут, они поднимают пыль, и под их ногами не видно земли. Они как будто отрываются от нее.

Нет бездарных людей
 
Нынешнюю выставку дополняют учебные работы и пленэрные композиции учеников Пешковой – выпускников прошлого года и нынешних первокурсников.
По поводу своих занятий со студентами Мария говорит так:

- В каждом из них заложен талант. Вы знаете, я вообще не встречала в жизни бездарных людей. Вопрос лишь в том, как развивать свой талант и есть ли для этого желание. Я наблюдаю за студентами - что им делать легко, а что тяжело дается. И помогаю развиваться в нужном направлении. Один любит мелкую работу, другой – масштабную. Правда, иногда с художником что-то происходит, и он меняет свои предпочтения. Например, когда я училась, мне тяжело давался рисунок. До слез доходило. А сейчас я очень люблю графику и преподаю рисунок в училище.

Второй ее предмет – "Цветоведение". Впервые у нас в городе начал обучать этому отец Марии, Александр Пешков. Правда, с этим не все так просто.
 
- Можно научить цветовой гармонии. Но чувство цвета у человека – врожденное, - считает Мария. - У каждого цвета есть свои физиологические и психологические свойства, и от этого никуда не денешься. Яркие цвета, независимо от воли автора, будут на картине согревающими или возбуждающими. А холодные – успокаивающими…

Занятия со студентами для нее в чем-то выполняют функцию дневника.
 
- Я размышляю вслух о тех или иных картинах, вообще об искусстве, - поясняет Мария, - и это мне самой помогает в творчестве...

Материал по теме

Полная версия