"Платим за отопление, но тепла нет": жители аварийной малосемейки оказались заложниками расселения и черной плесени
Журналист sovainfo.ru выехал на Торговый переулок, 25, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит настоящий коммунальный беспредел.
"Приходится самим решать проблемы дома"
Здание на Торговом переулке, 25 построили в 1955 году. Снаружи это типовая 4-этажная общага. Вернее, она здесь была раньше. Сейчас по документам это малосемейка. Общими помещениями на каждом этаже остались: кухня, постирочная с душевой, туалет и кладовки. Внутри кирпичных стен - дранка.
Как признается старшее поколение, во времена общежития жизнь здесь была более чем комфортной. За состоянием дома следили, длинные коридоры поддерживала в чистоте уборщица. Однако в период приватизации что-то сломалось. Дом перешел в частное управление, уборщица ушла, а среди жителей оказались не самые активные представители общественности, которые не то что сдать деньги на уборку не готовы, а не хотят даже травить тараканов и поддерживать собственное жилье в порядке.
Фото: Валерия Даниэль
- Я работала уборщицей в общежитии, оно закрылось, и все пошло наперекосяк. Теперь приходится самим решать проблемы дома. Платим за отопление, но тепла нет - греемся обогревателем, - рассказывает пенсионерка Татьяна Нестерова.
"Отремонтировали крышу, но стало только хуже"
В 2022 году дом признали аварийным с датой расселения до конца 2025 года. Здание не подлежит реставрации и его снесут, но до этого момента нужно еще дожить.
- Я живу на третьем этаже на Торговом переулке, 25. Наш дом признан аварийным, и расселение должно произойти в 2025 году, но, скорее всего, сроки будут перенесены. На нашем этаже постоянно течет вода, и мы сталкиваемся с затоплениями. Часто с крыши падают строительные элементы. Трубы не выдерживают, и у нас в квартирах уже начинают падать потолки, - жалуется еще одна активная жительница, Ольга.
Половина комнат - муниципальные. Конечно, при беглом взгляде на дом сложно представить, как все плохо внутри. На чердаке здесь можно смотреть на звезды. Крыша как решето. Некоторые дыры настолько большие, что через них легко выбраться наружу.
Через эти дыры подтаявший снег стекает вниз, на четвертый этаж. Особенно страдают влажные помещения и квартиры, смежные с ними. Плесень здесь поднимается от пола до потолка, а высокая влажность разрушает душевые кабины, собранные из подручных материалов.
- Я живу здесь третий год. Недавно отремонтировали крышу, но стало только хуже - теперь заливает третий этаж. Проблемы с крышей давно существуют, и те, кто живет здесь дольше, могут подтвердить. После ремонта вода идет с третьего на второй этаж, и даже во время тепла это приводит к затоплениям. Мы все делаем за свой счет, включая трубы и батареи. Когда подаем заявки на помощь, приходится ждать по месяцу или даже три. Ситуация становится все хуже, - рассказывает одна из владелиц квартиры Анна Коба.
Зданием в первую очередь занимается прекрасная половина. Они обращаются в УК, в администрацию города, а когда это не помогает, пытаются решить проблему своими руками и финансами. Из практически 200 жителей мужчин совсем мало. И даже в этом случае женщинам приходится сталкиваться с угрозами от управляющей компании в риторике: "Сами сделали, сами и разбирайтесь". От такого отношения многие съезжают семьями или сдают квартиры сомнительным личностям.
- Здесь проблемы с трубами, мужчин почти нет, и все разваливается. Все эти ремонты сделаны некачественно, держится на соплях. Отопления нет, очень холодно. Стены в плохом состоянии, - жалуется Анна.
"Нам сказали, покупайте и делайте за свой счет"
Вместо полноценных туалетов в доме дырки в полу. Да и находиться в них не слишком комфортно. В туалетах холодно, и есть сразу несколько причин. В некоторых помещениях просто нет батарей, например, на 4 этаже. Там обнаружили протечку и решили проблему радикальным способом, просто срезав радиатор.
- Батарея протекала, нам ее отрезали. Мы спросили, когда будет установка. Нам сказали, покупайте, делайте за свой счет. Развернулись и ушли. Теперь как на улицу в туалет ходим, - говорит жительница дома, Оксана Аверина.
Ощущение туалета на свежем воздухе вызывает и отсутствие окон. В доме они деревянные, отсыревшие, ставни не закрываются до конца и это даже хорошо, потому что там, где их все-таки удается закрыть, ветром выбивает стекла. Своими силами женщины затягивают дыры целлофаном, чтобы меньше дуло.
Фото: Валерия Даниэль
В туалете можно ощутить влияние всех стихий. Например, когда на улице дождь, он будет капать с потолка. Земля, в виде камней и штукатурки также падает прямо на голову.
На всех этажах ситуация плюс-минус одинаковая: трещины, плесень, холод, тараканы, перебои с электричеством. Жители дома боятся, что сроки расселения могут отодвинуть, а с таким уходом здание просто не простоит.
- Если смотреть с улицы, то под моим окном пошла трещина, которая тянется вниз. Это означает, что все разъезжается, и, соответственно, моя комната может обрушиться, - опасается Ольга.
О том, что к жителям приедут журналисты, узнали и в управляющей компании. Взять трубку и дать комментарий относительно ситуации руководство в очередной раз не решилось, однако заявки от жильцов выполнили все за один день. Пока sovainfo.ru снимало репортаж, в доме начали работы на крыше, починили трубы и начали откачивать воду из подвала - бывшего бомбоубежища.
Укрытие было полностью затоплено, однако к тому моменту, что мы спустились в подпол, воды там осталось "по колено". Внутри практически хаммам. Пар из подвала поднимается до верхних этажей. Внизу все так же - обрушения штукатурки и много мусора. Укрыться от угрозы здесь, к сожалению, не получится.
"Куда мы поедем"
Сейчас жители больше всего боятся за сроки расселения, но с пониманием относятся к тому, что их дом еще не в худшем состоянии. Они готовы ждать, но боятся, что здание разрушится, похоронив под собой преданных владельцев. Ведь полноценно ремонтировать его точно не будут. Остается лишь поддерживать его состояние и верить, что здание справится. Если люди согласятся на переезд до расселениях, их отправят в Озерный, чего они не хотят.
- Там один автобус ломается постоянно. Я мама троих детей, у меня маленький ребенок трехмесячный. Здесь школа под боком, тренировки, работа, родители. Куда мы поедем, - спрашивает Анна.
Редакция направила запрос о судьбе дома в городскую администрацию. Мы обязательно опубликуем ответ властей, как только он у нас появится.