"Пивопровод" и подземные тоннели: что скрывают недра Жигулевского пивзавода
Жигулёвский пивоваренный завод 23 февраля отпразднует свое 140-летие. Одно из старейших предприятий России поражает своим уникальным архитектурным обликом, ставшим частью столь узнаваемого самарского пейзажа - четыре трубы "солодовни" на фоне Волги. Завод окутан легендами, как и имя его основателя - Альфреда фон Вакано. Одни из самых популярных мифов - "пивопровод" и подземный город с тоннелями под заводскими зданиями.
Про эти легенды рассказали сотрудники самарской областной библиотеки, где 10 февраля открылась выставка, посвященная родоначальнику самарского пива. Уникальные документы, вещи и фотографии фон Вакано не отменяют отточенную десятилетиями городскую мифологию.
Напомним, что шедевр промышленного зодчества периода эклектики появился на волжском берегу в Самаре в 1881 году с легкой руки австрийского дворянина, потомственного пивовара Альфреда фон Вакано. Купец первой гильдии, он начал с 75 тысяч ведер в год и к 1913-му увеличил производство до 3 млн ведер. Самарское пиво удостаивалось высших наград на всероссийских и всемирных выставках, причем около 85 % реализовывалось за пределами региона - от Владивостока до Варшавы. Знали наше пенное и в Европе: под маркой "Венское" оно продавалось в лучших пабах Лондона, в пивных залах Франции, Германии и других стран. Фон Вакано стал настолько знаменитым, что его имя было внесено в книгу "300-летие царствования Дома Романовых".
Городу остались от него замечательный образец промышленной архитектуры конца ХIХ века и часть производственных помещений в историческом здании, расположенном на территории завода, где сохранились камин, отделка, подлинные вещи семьи Вакано.
А был ли "пивопровод"? На территории завода пивовар действительно жил, построив себе здесь дом. Позже он оставил его одному из своих сыновей и перебрался в новый особняк, неподалеку от драмтеатра. Чтобы не расставаться с пивом, фон Вакано якобы проложил от завода до своего дома специальный трубопровод, чтобы напиток прямиком поступал к нему в новое жилье.
До сих пор не ясно, правда это или вымыслы самарцев. Документально это никак не подтверждено. Расстояние от пивзавода до дома пивовара было небольшим, поэтому, вероятно, нужды тянуть "пивопровод" не возникало.
А вот многочисленные подземные тоннели под заводом действительно есть. Но миссия их совсем не романтическая и секретная, а самая обыкновенная. Это часть канализации. Именно фон Вакано выделил 15 тысяч рублей для того, чтобы создать первую в Самаре канализацию.
Действительно, фон Вакано не только построил в Самаре завод и наладил мощное производство, но совершил коммунальную революцию. Помимо первой канализации, благодаря его проекту в драматическом театре, а потом и в Струковском саду, и в других присутственных местах города появилось газовое освещение. На заводе впервые в Самаре была устроена система парового отопления, а позже заработала электростанция, водоперекачивающая установка и фильтровальная станция.
Надо сказать, что в Самаре бытуют и фантастические "вакановские" легенды. Например, что от пивзавода прорыт тоннель, который проходит под руслом Волги. Говорят, что подземный ход начинается на территории военной части, территория которой раньше принадлежала пивоварам.
Историки утверждают, что первоначально городскую канализацию действительно хотели вывести под руслом Волги от Полевого спуска на Коровий остров. Правда, потом от этой идеи отказались.
Об австрийском промышленнике, когда-то прославившем Самару своим пивом в России и Европе, напоминают не только старинный завод и мемориальная доска. На Волжском проспекте рядом с заводом установили скульптуру бондаря с бочкой и кружками с чертами Альфреда фон Вакано. Скульптура "Дама с ракеткой" в сквере им. Пушкина в честь столетия самарского тенниса тоже напоминает о Вакано. Ведь именно на кортах, построенных им в Пушкинском сквере, 8 сентября 1912 года состоялся первый чемпионат Самары по лаун-теннису с участием его супруги Марии фон Баредер. Она и стала прообразом бронзовой "дамы". Место это весьма символично, ведь с этого холма открывается великолепный вид на главное дело жизни самарского австрийца.