Пейзажное многообразие: в художественном музее отмечают 100-летие со дня рождения Николая Хальзева
На выставке "Берега" (0+) собраны картины, отражающие все этапы творческого пути самарского художника - начиная с графики 1960-х и заканчивая поздними этюдами. Избранные работы Николая Хальзева из собраний Самарского и Тольяттинского художественных музеев, а также шести частных коллекций представлены в Мраморном зале.
- Николай Хальзев был участником многих выставок - областных, зональных, республиканских, - рассказала директор Самарского художественного музея Алла Шахматова. - В залах нашего музея, когда он еще располагался на площади имени Куйбышева, его персональная выставка проходила в 1986 году. В 1998-м мне посчастливилось быть куратором выставки Хальзева в частной галерее "Меридиан". Собрать экспозицию "Берега" было непросто - многие картины продали на аукционах Европы, их приобретали коллекционеры из Германии, Великобритании и Франции. Но благодаря усилиям моих коллег и дочери художника Елене Шубочкиной все получилось.
С графикой Хальзев активно работал в 1960-е годы. Тогда же он овладел техникой эстампа (линогравюры, офорта, литографии, сухой иглы). На выставке представлены многие работы этого времени и жанра: "Жигулевские ворота", "Богатый урожай", "Скалы-близнецы. Гурзуф", "Ночной причал", "Подготовка к сезону. Яхты", "Ледоход в старом порту", "На мостках. Гурзуф", "Яхты в грозу".
Большая часть картин Хальзева выполнена в его любимом жанре изобразительного искусства. Пейзажи, отражающие уникальное своеобразие и красоту Самарской Луки, Волги и Жигулей, расположились по всему пространству Мраморного зала. Здесь собраны как небольшие этюды, например "Ромашки", "Осень на озере", "Летний полдень", так и масштабные полотна - "На Богатыре" и "Жигулевские ворота". Хальзев тонко чувствовал красоту родного края. Его живопись мастерски передает состояние природы в разные времена года. Художник часто ездил с этюдником на лодке по волжским протокам. Там он писал картины, чтобы точно уловить все грани окружающего мира и как можно правдоподобнее отразить их. Хальзев также изображал Самару, точнее, то, как он видел город с противоположного берега Волги.
В 1966 году Хальзев вместе с другими известными куйбышевскими художниками впервые посетил тогда еще строящийся Волжский автомобильный завод. Гости музея могут увидеть две картины, посвященные этой теме, - "Главный корпус ВАЗа" и "Главный корпус". Вторая работа и картина "Жигулевские ворота" предоставлены Тольяттинским художественным музеем.
- Наш музей изначально был филиалом Куйбышевского художественного музея, и работы многих авторов попали к нам благодаря этому, - говорит директор Тольяттинского художественного музея Марина Баранова. - Мы рады, что приняли участие в создании выставки, посвященной 100-летию со дня рождения Николая Хальзева. Его картины передали нам в 1987 году, когда и был открыт музей. Работа "Главный корпус" уже участвовала в двух выставках, которые проводил АВТОВАЗ. А вот "Жигулевские ворота" впервые выехала за пределы Тольятти.
Хальзев любил экспериментировать с акварелью. Для своих произведений он придумал оригинальную технику - смешивал краски с кремом для бритья. Эффект получался своеобразный: появлялась легкая "дымка" и нетипичная цветопередача. Некоторые такие работы - "Осень золотая" (1979), "Пейзаж" (1987) и "Тигровые лилии" (1990) - также представлены в экспозиции.
Выставка продлится до 26 марта.