Опыт Самарской области в работе с особенными детьми будут внедрять в других субъектах страны

В образовательном центре "Южный город" вот уже шестой год педагоги накапливают опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). На этой неделе в столице губернии побывал помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Владимир Колчин, который высоко оценил результаты этой работы.

Фото: школаюг.рф

Построение стройной системы работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, является главной целью общественного проекта "Ментальное здоровье". Его реализуют в Приволжском федеральном округе по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО Игоря Комарова. Самарская область в числе 11 из 14 регионов округа также является участником проекта.

- В ходе визитов в эти территории мы знакомимся с компетенциями, которые наработаны в регионах, даем некоторые рекомендации, чтобы отдельные практики сопровождения людей с ментальными нарушениями соединить в целостную систему, - пояснил Владимир Колчин. - Школа – один из элементов этой системы. Познакомившись с опытом работы самарских педагогов, и, в частности, специалистов этого образовательного учреждения, мы были приятно удивлены. Здесь созданы хорошие условия для детей с РАС. Я считаю, что эта практика требует масштабирования и в рамках Самарской области, и в других регионах страны.

Директор центра "Южный город" Владимир Кильдюшкин рассказал, что началась эта работа еще в 2015-2016 годах по запросу родителей, детям которых поставлен диагноз РАС.

- Мы с коллегами стали изучать опыт разных регионов России, в том числе Москвы, лучшие практики постарались внедрить в нашем образовательном центре. В 2017 году, с открытием первого корпуса нашего учреждения, появилась ресурсная зона для обучения детей с ментальными нарушениями, - рассказал директор.

Ресурсная зона представляет собой два обособленных пространства (кабинета), оснащенных с учетом потребностей детей с РАС. Здесь есть специальные наглядные пособия, дидактические материалы, интерактивные оборудование. Расписание также составлено с учетом особенностей детей. По словам педагогов, с огромной радостью ребята посещают занятия по робототехнике, прикладному творчеству, лечебной физкультуре, но по другим предметам также показывают определенные успехи.

Сейчас в образовательном центре обучаются 12 детей разного возраста - с первого по шестой класс. Официально каждый из них находится на индивидуальном обучении, но задача педагогов – объединить детей в группы, научить общаться со сверстниками. С ребятами занимаются психологи, логопеды, специалисты по коррекционному обучению. В школьном здании их сопровождают тьюторы. Все эти сотрудники прошли специальное обучение и постоянно повышают свою квалификацию. Однако, по признанию Владимира Кильдюшкина, при создании достойных условий обучения и адаптации особенных детей кадровый вопрос является одним из самых актуальных, ведь к квалификации таких сотрудников предъявляют особые требования.

- Главная поведенческая особенность ребят с расстройствами аутистического спектра – это замкнутость, - поясняет руководитель учреждения. – Наша ключевая задача – их социализация, то есть постепенный переход на обучение в малых группах, а затем перевод в регулярные классы. В идеале нужно добиться, чтобы среди одноклассников особенный ребенок чувствовал себя комфортно.

За почти шесть лет реализации программы в Образовательном центре "ЮГ" нескольких детей удалось перевести в регулярные классы. Иногда им требуется помощь тьюторов, но есть и такие воспитанники, которые справляются самостоятельно.

- Понятно, что результат нашей работы во многом зависит от степени заболевания, от возможностей ребенка. У каждого из них своя образовательная программа, которую определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. Ребята движутся к своим целям с разной скоростью, но каждый из них однозначно показывает положительную динамику, - отмечают педагоги.

Огромную роль в успешной адаптации детей с РАС играют заинтересованность и участие родителей.

- Важно, чтобы родители детей с ментальными нарушениями сами были активными, неравнодушными, поскольку большую часть времени ребенок проводит дома, в кругу близких людей, - отмечает Колчин. - Если обучить родителя правильно вести себя с таким ребенком, а потом сложить усилия педагогов и домашнее воспитание, то мы получим максимальный результат.

- Проблема адаптации детей с РАС с годами не теряет своей актуальности, - констатирует и. о. министра образования и науки Самарской области Елена Пинская. - Количество жителей поселка Придорожный и микрорайона Южный город постоянно растет, и потребность в оказании такой образовательной услуги не иссякла. Сейчас в этом образовательном центре такие дети есть и в дошкольном звене, и в начальной школе, и в средних классах. Кроме того, развивается проект и в других крупных школах-новостройках. В частности, 1 сентября этого года откроется новая школа на 1600 мест в Тольятти, где уже сейчас спланировано размещение ресурсного класса. Очевидно, что эта технология развивается. Она сложная, требует существенных кадровых ресурсов, освоения особых приемов, изучения и внедрения успешных практик. Но регион к этому готов. В области создана команда, которая постоянно работает над этим вопросом, Центр специального образования осуществляет ресурсное и методическое сопровождение этого проекта. По мнению родительского сообщества, которое оценивает результаты нашей работы, мы идем в правильном направлении.

По словам Владимира Кильдюшкина, следующим шагом в развитии системы сопровождения детей с РАС в образовательном центре станет открытие комнаты социальной адаптации, где ребята будут формировать простые, но такие необходимые бытовые навыки. Создание такой зоны запланировано в строящемся сейчас третьем корпусе образовательного центра "Южный город".

Материал по теме

Полная версия