Операция "Спасение": как самарские спелеологи вместе с МЧС вытаскивали девушку после падения в пещере в Башкирии
Случайности не случайны. Именно так можно сказать про удивительную историю спасения девушки из башкирской пещеры: в кромешной тьме она буквально сорвалась в пропасть. К счастью, на помощь пришли те, кто знает все о холодных подземных ходах и об опасностях, которые подстерегают неподготовленных любителей острых ощущений.
Рухнула в пропасть
Вечером 11 июня в ГУ МЧС России по Республике Башкортостан сообщили о ЧП в Киндерлинской пещере (им. 30-летия Победы) в Гафурийском районе. 23-летняя девушка сорвалась с шестиметровой высоты.
На место отправились представители Приволжского поисково-спасательного отряда МЧС России. Коллег вызвал спасатель МЧС России, который случайно оказался в пещере в момент трагедии.
Всего же спасоперация в Башкирии объединила спасателей и спелеологов трех городов - Уфы, Оренбурга и Самары.
Самарский спелеолог, выпускница спелеоклуба Самарского университета Алена Кибиткина - одна из восьми самарских спелеологов, которые не прошли мимо чужой беды. Она рассказала корреспонденту sovainfo.ru:
- Изначально мы приехали, чтобы сходить в местные пещеры: Киндерлинскую, Леднева, Аю-Ыскан. Для этого у нас было с собой довольно много снаряжения: карабинов, ушей, веревок. Конечно, в наших планах не было спасательных работ. Мы не занимаемся выездами на ЧП, поскольку не являемся ни спасателями, ни представителями МЧС. Мы просто обладаем навыками, которые позволяют оказывать помощь при транспортировке пострадавших под землей. Если происходит ЧП рядом с нами, то мы можем помочь. Но если происходит ЧП, а мы далеко, то, конечно, напрямую нам не звонят и не просят приехать. О том, что произошло в Киндерлинской пещере, мы узнали, проходя мимо места происшествия, спустя буквально минут 15 после падения девушки. В той части пещеры именно в это время мы оказались случайно.
Работали сообща
Как рассказали самарские участники спасательной операции, под землей работали три человека, еще пятеро помогали на поверхности: приносили необходимое снаряжение, поддерживали мужа девушки.
Первым о ЧП в лагерь сообщил ученик Самарской спелеошколы Александр Ерхов. Он рассказал корреспонденту sovainfo.ru:
- Я был тем, кто доставил в лагерь информацию о ЧП и о том, что необходимо пострадавшей в данный момент. В таких ситуациях нужно как можно быстрее создать теплую среду - в пещерах холодно. В момент происшествия я находился под землей и направился в лагерь, который был недалеко от входа в пещеру. Мы собрали необходимые вещи. Все остальное время я был на рации в лагере и доставлял необходимое снаряжение к пещере.
Алена Кибиткина рассказала о работе самарских спелеологов под землей:
- Температура в пещере - около +8 градусов. Но по сравнению с поверхностными +20 это холодно. Долго человек не может находиться там без движения - нужно все время утепляться. Мы вместе с уфимскими спелеологами организовали теплое укрытие для девушки (принесли спальник, пенки, изофолию (термическое покрывало. - Прим. ред.) и т. д.). Далее помогли в подготовке участков для транспортировки, где была необходима веревка. Частично на них использовалось наше снаряжение. Помогли спасателям в расширении узкого прохода. Также были готовы помочь в непосредственной транспортировке пострадавшей, поскольку обладаем опытом перемещения носилок под землей и по веревкам.
На жестких носилках по каменному лабиринту
23-летняя девушка находилась внутри пещеры в 2,5 км от входа. Общая протяженность подземного объекта - около 15 км, а глубина - 128 метров. Пострадавшая получила серьезные травмы при падении и не могла двигаться.
Как отметили самарские спелеологи, в такой ситуации важно не только грамотно оказать первую помощь, но и не навредить. Алена Кибиткина пояснила:
- Девушка упала с высоты и ударилась головой. В этом случае всегда есть подозрение на компрессионный перелом позвоночника, на травмы шеи и на черепно-мозговые травмы. И перемещать пострадавшую, поднимать ее нужно очень аккуратно и только в случае крайней необходимости, а лучше вообще не трогать. И если бы товарищи девушки начали куда-то ее двигать, перемещать, то могли навредить. Также, если бы ее сразу же не завернули в спасодеяла, в спальники, она бы могла просто замерзнуть.
Пострадавшую пришлось поднимать на поверхность на жестких носилках в стиснутом каменными уступами пространстве. Как сообщили в МЧС, всего было совершено четыре вертикальных подъема, три спуска разной высоты. Там, где носилки не проходили, проем пришлось расширить. Спасоперация длилась около семи часов.
Алена Кибиткина отметила:
- Во время проведения спасательных операций, как учебных, так и настоящих, дольше всего и сложнее всего - это подготовка к транспортировке носилок. Девушку запаковали в носилки и понесли - все это произошло очень быстро. А до этого момента подготовка, тщательная проверка всех участков длилась намного больше. Семь часов проходила операция по спасению только после прибытия МЧС. На самом деле само ЧП произошло где-то в 17:40 по башкирскому времени. Пострадавшую из пещеры достали, насколько я помню, в 02:30. То есть с момента ЧП до доставки пострадавшей к карете скорой помощи прошло, конечно, больше времени.
Девушку на носилках донесли до скорой и отвезли в больницу. У нее диагностировали закрытый перелом костей таза, закрытую черепно-мозговую травму, пишет orenday.ru.
Можно назвать чудом?
Самарские спелеологи называют настоящим чудом, что в момент ЧП рядом с пострадавшей были те, кто смог оказать грамотную помощь. Алена Кибиткина рассказала:
- Девушке очень повезло в трех моментах. Первое - что, когда она упала, рядом оказался сотрудник МЧС, спелеолог. Он там был практически случайно - вел группу. 10 минут позже - и его бы в пещере не было. Второй момент - ей повезло, что в этот день в пещере работали уфимские спелеологи с членом добровольческого спасотряда Республики Башкортостан. Если бы это произошло в другой день или если бы они, например, в этот день решили не работать в пещере, то все могло бы закончиться хуже. Третий момент - то, что там проходили мы. У нас было достаточно большое количество снаряжения с собой и на поверхности. С его помощью мы смогли организовать часть участка для транспортировки. В этом тоже повезло: десять минут раньше или позже - мы могли там вообще не проходить или не встретиться.
Самарские спелеологи подчеркнули, что повезло и с самой пещерой:
- Она уже была готова для спасательных работ: там проводились учебные спасработы и в стенах были необходимые точки, в которые можно вешать проушины и веревку. Они были в необходимом количестве, в необходимых местах. Еще одна особенность - то, что пещера большая в том месте, где все происходило. Именно там есть широкие ходы. Было только одно узкое место - его достаточно быстро расширили, и там носилки прошли.
Шорты, майка и фонарик от смартфона
Известно, что группа, в составе которой была девушка, нигде не регистрировалась перед выездом. Специального снаряжения у них тоже не было.
В лагере с мужем пострадавшей во время спасоперации находился Александр Ерхов. Он рассказал:
- Они с группой под инициативой неопытных гидов (по факту друзья друзей, незнакомые люди) отправились в пещеру. У них был плохой свет, как и остальное снаряжение. Поднимаясь по лестнице в темноте, она, думая, что наступает туда, куда надо, шагнула в пустоту и упала с шести метров. 7 часов спасательная операция - это еще быстро. Я ожидал, что это займет больше времени. Из-за того, что там оказалось несколько групп профессиональных спелеологов, из-за уже имеющихся материальных и людских ресурсов время удалось значительно сократить. Спасработы в пещерах - это всегда трудный и долгий процесс. Пострадавшего необходимо перемещать по сложному рельефу, как горизонтально, так и вертикально. Также пещеры часто находятся в труднодоступных местах. Спасателям требуется много времени, чтобы добраться туда, куда нужно.
Самарские спелеологи подчеркнули, что отправляться в подобные места без профессионалов, должной подготовки и снаряжения - более чем опасно. К сожалению, не всем жертвам таких ЧП удается сохранить жизнь.
Алена Кибиткина отметила:
- Люди рисков не понимают. Когда все уже произошло, становится понятно, в чем были ошибки: что надо было взять то и это, а может быть, вообще не ходить. Но перед тем, как пойти в пещеру, люди даже не пытаются найти про нее информацию. Не пытаются понять, как безопасно по этой пещере пройти, что может случиться. Люди не задают себе таких вопросов. Им говорят: ребята, да все будет нормально, пойдемте. И они идут. Идут просто в том, в чем по улице ходят, и светят себе под ноги фонариком телефона.