"Онегин" с сербским шармом: интернациональный состав оперы Чайковского на сцене САТОБ
В Самаре продолжается фестиваль "Славянский дом" (12+). Его идея об укреплении творческих связей между братскими народами и создании общего культурного пространства в полной мере воплотилась в постановке "Евгений Онеги" (12+). Татьяна из Москвы, Онегин из сербского Нови-Сада и Гремин из Донецка: любовный треугольник на сцене, в жизни - ведущие артисты нескольких славянских регионов.
В субботу, 30 марта, программу "Славянского дома" украсила опера Петра Чайковского "Евгений Онегин" в режиссерской версии Георгия Исаакяна. Ее теснейшую связь с пушкинским текстом сценографы постарались передать оформлением спектакля. По задумке режиссера, оно опирается на рукописи Пушкина с его характерным почерком и рисунками на полях, так что у слушателя складывается ощущение, что место действия - сам пушкинский текст, а многие события разворачиваются как бы в стенах библиотеки. Необычен и состав исполнителей, среди них приглашенные артисты Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, Московского музыкального театра "Геликон-опера". За дирижерским пультом - советник Президента Республики Сербия по культуре, дирижер Национального театра Белграда Деян Савич, партию Онегина исполнил директор оперы и солист Сербского национального театра в Нови-Саде Желько Андрич.
Перед началом спектакля Деян Савич поделился впечатлениями о фестивале и о работе с самарскими музыкантами:
- "Евгений Онегин" - моя самая любимая опера. Итальянская хороша, немецкая, французская - да, но "Онегин" - номер один. Кроме того, сложно передать чувства, когда работаешь над ним в самой России. И меня очень радует, что это классическая постановка. Мы прекрасно сработались с музыкантами - прекрасные солисты, замечательный хор и балет. Думаю, у фестиваля "Славянский дом" большое будущее, он имеет огромное значение, потому что он о любви, о творчестве, о культуре.
Артистка самарской оперы меццо-сопрано Светлана Каширина исполнила партию Ольги. Для себя в работе с новым составом она извлекла много полезного.
- Культурный обмен, который происходит на фестивале, важен по многим причинам. Нам артистам очень интересно послушать певцов из других театров, обменяться опытом, увидеть, как они трактуют свои роли. И конечно, мы получили интересный опыт от работы с Деяном Савичем. Новый дирижер - это всегда полезно, потому что иначе начинаешь слышать музыку, как-то углубляешься в произведение, с других сторон многое видишь и воспринимаешь, - поделилась Светлана.
По признанию певицы, в образ Ольги она многое привнесла от себя пятнадцатилетней - жизнерадостной и немного ветреной.
- Она беззлобна, как утро - всегда весела, на нее сложно сердиться, ее любят все вокруг. Играть Ольгину непосредственность приятно и легко, - отметила артистка.
Старания интернационального состава самарская публика оценила восторженно.
- Ария Ленского, Татьяны исполнены изумительно. Очень интересно, оригинально звучала партия нашего сербского гостя. Мы же все прекрасно знаем текст пушкинского романа, и небольшой акцент нисколько не мешал его воспринимать, придал образу шарм и даже великолепие. Голос очень красивый, я в восторге, - поделилась слушательница из Самары Анна.
С ней согласна и Вероника:
- Прекрасный спектакль, интересные декорации. Мне кажется, больше нужно таких проектов, чаще приглашать к нам друзей.
Фестиваль оперы продлится до 7 апреля. Автор его идеи и программы - заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин Самарской области Светлана Хумарьян. Художественный руководитель фестиваля - худрук и главный дирижер "Шостакович Опера Балет" Евгений Хохлов.