Обезьяны в космосе: почему куйбышевские испытания скрывали даже от космонавтов
В канун 60-летнего юбилея полета человека в космос sova.info продолжает рассказывать об истории развития космической отрасли страны, связанной с нашим городом. Одним из важных этапов этой истории является запуск в космос животных. Все знают о полете на орбиту собак, о знаменитых Белке и Стрелке. Но мало кто догадывается, что в космос летали обезьяны - 12 членов шести экипажей уникального космического аппарата "Бион", созданного куйбышевскими конструкторами. Запуск на орбиту хвостатых космонавтов в рамках программы "Бион" продолжался 14 лет: с 1983 года по 1997 год.
Каким образом наши специалисты участвовали в подготовке этих необычных космонавтов, которые отличались умом и сообразительностью, и зачем это было нужно, мы расскажем в нашем материале.
В официальных списках не значатся
Имена этих космонавтов не найти ни в одном официальном списке. Однако они были первыми, кто осуществил длительный космический полёт. Они смогли выдержать испытания тогда, когда это было непосильно человеку, и за это им не присуждали звания Героя Советского Союза. В космос полетели обезьяны - макаки-резусы. Ученые вовлекли их в рискованные эксперименты, чтобы в будущем спасти жизни космонавтов-людей.
Еще в 1920-е годы в Советском Союзе начали проводить эксперименты с обезьянами. Ученые поставили себе задачу создать некое существо, не обладающее сознанием человека, но способное выполнять тяжелую физическую работу. В Абхазии в то время появился Приматологический центр при Академии наук СССР, который и занимался секретными опытами. Однако исследователи быстро поняли, что создание гибрида невозможно. И долгие годы здесь на приматах изучали воздействие опасных болезней. И так было вплоть до второй половины XX века, когда появилась новая задача освоения космоса человеком.
Людям нужны дублеры
Вслед за покорением космического пространства появились новые вопросы, например, может ли человек в течение длительного времени находиться в невесомости. Кажущаяся легкость первой победы вскоре обернулась трагедией. 12 апреля 1961 года Советский Союз праздновал мировую премьеру успешного полета Юрия Гагарина в космос, а 27 апреля 1967-го все газеты мира сообщили о первой в истории человечества космической трагедии.
Летчик-космонавт Владимир Комаров погиб во время спуска с орбиты. Отказала парашютная система нового космического корабля "Союз-1". Для жителей Советского Союза это стало шоком, ведь в печати тогда не говорили о проблемах, с которыми приходилось сталкиваться ученым во время космических полетов. И только узкий круг специалистов знал, какому риску подвергалось здоровье каждого космонавта. Никто не давал им гарантии, что они вернутся из космоса живыми.
И ведь возвращались на Землю космонавты действительно еле живыми. Их выносили из капсул под руки, потом они очень долго восстанавливались. За официальным заявлением "состояние космонавта после полета удовлетворительное" скрывалось другое. Например, у Юрия Гагарина после полета наблюдались проблемы с функционированием надпочечников и печени. Герман Титов в полете страдал от тошноты и головокружения. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова чувствовала себя плохо на орбите и после приземления. У всех наблюдались атрофия мышц и отсутствие гравитационной устойчивости.
Как говорил генеральный конструктор "ЦСКБ-Прогресс" Дмитрий Козлов, космонавты много тренировались, но ведь эти тренировки проходили на Земле, а в космосе совсем другие условия.
А страна между тем уже устремилась в мировую космическую гонку и требовала от космонавтов новых подвигов. Усиленно готовились к старту длительных орбитальных полетов на военных станциях "Алмаз" и "Салют". Космонавты должны были работать на орбите не менее месяца. Врачи не давали гарантию, что они вернутся на Землю живыми.
Летом 1970 года экипаж Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова отправился в первый длительный полет на пилотируемом космическом корабле "Союз-9". Через 18 дней спасатели достанут их из спускаемого аппарата в казахстанской степи и на руках унесут в вертолет. Идти самостоятельно космонавты не могли.
Еще через год состоится новый длительный полет экипажа в составе космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева на "Союзе-11". Они проработали на орбите больше 20 суток. Во время спуска произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Все космонавты погибли. По одной из версий, из-за слабости члены экипажа не смогли закрыть аварийный клапан. После этого все полеты в рамках темы "Алмаз" остановили особым постановлением ЦК КПСС.
На закрытом совещании руководство страны потребовало от научных НИИ и космических КБ обеспечить безопасность длительных орбитальных полетов. Выполнить эту задачу можно было только при условии, что эксперименты на орбите продолжатся. Все понимали, что для этого нужна колоссальная исследовательская программа, чтобы изучить этот вопрос досконально. Так, Советский Союз спустя десять лет после начала пилотируемых полетов в космос решил вернуться к экспериментам с животными. Дублерами космонавтов-людей в этот раз назначили обезьян.
Надо сказать, что наши ученые в этом направлении не были первопроходцами. США запускали обезьяну в космос в конце 1940-х, 1950-х и 1960-х годах. Первой обезьяной, оказавшейся в космосе в 1948 году, стала макака-резус по имени Альберт I. Она умерла от удушья. Еще в суборбитальные полёты запускали обезьян Франция и Аргентина в конце 1960-х.
Космонавты для "Биона"
В 1970-е годы в Куйбышевском филиале ОКБ-1 (ныне - АО "РКЦ "Прогресс" в Самаре) конструкторское бюро под руководством Дмитрия Козлова занимается созданием новой ракетной техники и военных спутников-шпионов. Совсем не по профилю - эксперименты с животными. Но здесь понимают, что новые запуски на орбиту нужно делать с животными, чтобы спасти жизнь многим людям.
В Куйбышевском КБ появляется новый проект - космический аппарат "Бион" в рамках советской программы создания биоспутников. Как вспоминал Дмитрий Козлов, поставили задачу, чтобы на этом "Бионе" обезьяны делали все, что нужно человеку, важно было наблюдать весь жизненный процесс в космосе у животных. Животные должны были помочь исследователям разработать комплекс профилактических мер для адаптации организма человека к работе в невесомости, а также для его быстрого восстановления после возвращения на Землю.
В 1970 году в Приматологический центр в Абхазии приехали специалисты куйбышевского КБ и врачи московского института медико-биологических проблем, чтобы найти кандидатов для первого запуска обезьян в космос. Дрессировщики рекомендовали ученым обратить внимание на особый вид приматов - макаки-резусы. Они умные, обладают хорошей памятью и выносливостью, хорошо обучаемые и достаточно долго живут.
Тут возникает вопрос: почему в итоге отказались от космических запусков с собаками? Дело в том, что собаки оказались намного выносливее людей и отлично переносили все перегрузки и перепады температур, поэтому в решении задач длительных орбитальных полетов помочь уже не могли. Обезьяна в плане строения организма, кровеносной и нервной систем, основных жизненных функций была более близка к человеку.
Критерии отбора для полета в космос обезьян были почти такими же, как при отборе кандидатов-людей. Обезьяны-космонавты должны быть спокойными, здоровыми и небольшого роста. В итоге отобрали 40 особей. Им предстояло пройти долгий период подготовки. Они боялись замкнутого пространства и тяжело переносили перегрузки. Их полет должен был дать ответы на вопросы о том, как организм, в том числе головной мозг, чувствует себя долгое время в невесомости.
В Куйбышеве в это время идет подготовка к строительству нового космического корабля, аналогов которому в мире не было. Куйбышевские конструкторы создали абсолютно уникальный космический корабль "Бион".
Конструкция аппарата 12КС была создана на основе разведывательного спутника "Зенит-2М". Внутри аппарата находилась система жизнеобеспечения с ресурсом в 30 дней, поддерживающая существование крыс, черепах, насекомых, низших грибов и икры рыб. Их запускали в космос на первых аппаратах "Бион", и они потом не раз составляли компанию приматам. Надо сказать, что крысы дали ответ ученым о том, что на орбите совершенно иначе работает вестибулярный аппарат, что и являлось причиной плохого самочувствия космонавтов.
Спутники выводились на низкую околоземную орбиту с помощью РН "Союз-У" с космодрома Плесецк. После завершения полета спускаемый аппарат совершал мягкую посадку с использованием парашютной системы на полигон под Кустанаем в Казахстане.
Всего с 1973 по 1996 год с космодрома Плесецк было запущено 11 аппаратов этой серии. Первый запуск спутника "Бион-1" был проведен 31 октября 1973 года. На нем в космос запустили 45 белых крыс.
Начиная с "Биона-6" система была модифицирована, и в неё стал входить комплекс для содержания двух макак-резусов.
Максимальные нагрузки на Земле обеспечивают успешные полеты людей-космонавтов - они могут продержаться 16 дней на орбите, 49 суток, но это еще не предел. В конце 1970-х и начале 1980-х годов создается орбитальная станция "Мир". А многие проблемы, в том числе атрофии мышц и хрупкости костей - последствия пребывания в невесомости, до сих пор не решены. Поэтому ученые настаивают на скорейшем запуске в космос обезьян. Биологические эксперименты берет под особый контроль ЦК КПСС и лично Юрий Андропов.
Куйбышевский отряд обезьян
В Куйбышеве к тому времени готов новый "Бион" для экипажа из двух обезьян. То, что их должно быть две - принципиальный момент. Они физически не могут переносить одиночество. Без партнёра, с которым можно переглядываться, корчить рожицы и чувствовать себя более уверенно, обезьяны могли заскучать и повести себя неадекватно. Кстати, именно стресс от нехватки пары и стал основной причиной гибели обезьян во время экспериментальных полетов в США.
Кастинг в обезьяний отряд космонавтов в сухумском питомнике прошли 40 макак-резусов в возрасте от 2,5 до 3 лет.
Потом только десять из них продолжили готовиться к полетам. Отсеялись беспокойные самки и агрессивные самцы.
Первый отряд космических обезьян составили только лучшие - самые выносливые, здоровые и способные.
Все обезьяны имели номера. Клички им придумывали сотрудники института медико-биологических проблем, строго по алфавиту. Так, в историю космонавтики вошли обезьяны Абрек, Бион, Верный, Гордый, Дрёма, Ероша, Жаконя, Забияка, Иваша, Крош, Лапик, Мультик. Этот отряд космических обезьян ученые сразу назвали куйбышевским.
Очевидно, планировали запустить весь "алфавит" - от А до Я, и, наверное, отправили бы в космос, например, макаку Яшу, но по ряду причин программу свернули, и поэтому дошли только до буквы М.
Абрек и Бион были явными лидерами этой партии. Им предстояло первыми побывать на орбите и выполнить непростые задачи.
Для организации полетов обезьяньих экипажей в космос в подмосковных Химках был построен огромный оснащенный Приматологический центр Института медико-биологических проблем.
В течение двух лет здесь обезьяны осваивали тренажёры: занимались на беговых дорожках со специальным управляющим приводом, обеспечивающим скорость движения от 1,5 до 8 км/ч. Вращались на центрифуге, чтобы научиться переносить взлетные перегрузки. Обезьян помещали в специальную емкость, заполняемую водой - своеобразный бассейн невесомости.
Для изучения работы вестибулярной и нервной систем обезьян научили в соответствии с сигналами светового табло нажимать "руками" нужные кнопочки и рычаги. Для изучения проблемы мускульной системы в невесомости макакам приходилось "ногами" жать на специальные педали. Сработаешь быстро - получишь конфету или сок.
За два месяца до старта обезьянам вживляли в кору головного мозга и в мышцы электроды и датчики. Так во время полета специалисты могли следить за самочувствием "космонавта" и его мышечными усилиями.
Макака-резус Забияка во время земной "тренировки". Фото из архива музея истории РКЦ "Прогресс".
Космический дебют
Первый запуск космического корабля "Бион" с макаками-резусами Абреком и Бионом на борту состоялся 15 декабря 1983 года с Плесецка. Этот полет стал первым в СССР запуском с участием обезьян - до этого в исследованиях использовались только собаки.
Хвостатые пилоты находились каждый в отдельном блоке исследования и содержания животных, опутанные датчиками, пристёгнутые ремнями к креслу, обшитому простой цигейкой. На голове у них была прикреплена железная "тюбетейка" с именем космонавта.
У них были пристегнуты только нижние конечности. "Руки" по локоть оставались свободны, так что ничто не мешало им выполнять задания.
В многодневном полёте макаки чувствовали себя вполне комфортно, кривлялись, соревновались в скорости реагирования на цветные огоньки, таким образом выполняя программу полётов.
По инициативе куйбышевских инженеров на биоспутниках начали устанавливать телекамеры, как и на пилотируемых кораблях, чтобы наблюдать за животными во время сеансов связи. Так, специалисты увидели, что одна из обезьян перегрызла ремень и пыталась дотянуться до кнопок (в следующем полете ремни в области плеча укрепили металлическими пластинами). Ученые опасались, что обезьяна порвет все провода, а ведь они идут от электродов, которые вживлены в тело. В итоге приняли решение прервать экспедицию, опасаясь не за дорогую аппаратуру, а за жизнь обезьяны. В итоге Абрек и Бион проработали на орбите меньше запланированного - пять дней. Но и это был успех.
Вторыми на корабле "Бион-7" в 1985 году полетели макаки Верный и Гордый. Их полёт продолжался уже семь суток и дал ученым возможность решить многие проблемы здоровья космонавтов-людей, например, избавить их от атрофии мышц после пребывания в невесомости с помощью специальных костюмов "Чибис". Это произойдет за несколько месяцев до вывода на орбиту первого блока станции "Мир".
Советские космонавты не знали, кому они были обязаны нормальным самочувствием во время полета и после приземления. Не знали о том, что в Куйбышеве специалисты делают все возможное, чтобы сохранить жизни людей, которые будут работать в космосе. Все куйбышевские эксперименты проводились в обстановке строжайшей секретности. Случись что с обезьянами, СССР оказался бы в центре мирового скандала. Риск сводили к минимуму, но он все-таки был.
Пропавший экипаж
15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовал новый космический комплекс "Буран-Энергия". Проект, над которым в Куйбышеве работали последние несколько лет, доказал свою успешность. Однако было не ясно, сможет ли космонавт в первые сутки полета управлять кораблем. Чтобы ответить на этот вопрос, через три месяца после испытания "Энергии" на орбиту вышел "Бион-8" с третьим экипажем из обезьян - Дрёмой и Ерошей. На борту корабля разместили компьютер с программой, с которой обезьянам предстояло работать в условиях невесомости в первые часы полета.
С ними также летели крысы, рыбки, мухи, черви, тритоны. Во время полёта Ероша вырвал из головы датчики. Еще на корабле сломалась система подачи пищи. Полёт пришлось сократить. Но на этом приключения обезьян не закончились. За несколько минут до посадки спускаемая капсула исчезла с экранов слежения. Поиском куйбышевских космонавтов занялись все станции СССР. Обнаружили капсулу спустя некоторое время, но не в Казахстане, как планировалось, а в Якутии в глухой тайге. Поскольку температура воздуха здесь в это время года опускается до -40 градусов, то спасатели жгли костёр и укрывали аппарат до прибытия специалистов, чтобы космонавты не замерзли.
Когда до капсулы добрались специалисты и открыли ее, то увидели дрожащих от холода Дрёму и Ерошу. Чтобы они быстро согрелись, им дали водку. Это спасло им жизнь. Дрёму потом новый генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев подарил кубинскому лидеру Фиделю Кастро. А Ерошу отправили обратно в сухумский заповедник.
Четвертый полет состоялся 15 сентября 1989 года. На корабле "Бион-9" на орбиту отправились макаки Жаконя и Забияка.
Надо сказать, что лидерские качества были свойственны всем обезьянам-космонавтам. Как правило, после полетов их отправляли в родной Приматологический центр.
Последний полет
В конце 1996 года на космическом аппарате "Бион-11" в космос отправились макаки Лапик и Мультик. Рекордный для проекта "Бион" полет длился 14 дней. 7 января 1997 года они были уже на Земле.
Обезьяна Лапик ждёт начала предполётных испытаний. Фото из архива музея истории РКЦ "Прогресс".
Куйбышевские ученые гордились тем фактом, что за многолетнюю историю запусков приматов на орбиту из полетов вернулись живыми все космонавты. Но одной жертвы все же не удалось избежать. Полет "Бион-11" проходил при финансовой поддержке американцев. Их впервые допустили к программе "Бион" только в середине 1990-х годов. Они были поражены биологическими экспериментами, которые советские ученые проводили несколько десятилетий. Но вскоре пришлось свернуть многолетнюю и успешную программу: после возвращения Мультика и Лапика американцы настояли на проведении экспериментальной операции на космонавтах - иссечения кусочков мышечной и костной ткани. Мультик погиб во время операции. Лапик же такую операцию перенес нормально, после окончания послеполетных исследований вернулся в питомник и прожил еще довольно долго.
Американские специалисты после смерти Мультика ужесточили биоэтическую политику по вовлечению животных в космические эксперименты и отказались от участия в программе "Бион-12". После этого она была закрыта, и обезьяны в космос больше не летали.
Полет Мультика и Лапика стал последним путешествием в космос обезьян. Всего за время действия программы "Бион" на орбите побывали 12 обезьян в составе шести куйбышевских экипажей космического аппарата "Бион".
Уникальный питомник в Сухуме пережил трагедию. Во время боевых действий в Абхазии в 1992 году его разграбили. Обезьяны пережили голод. Правительство страны организовало спецоперацию по спасению животных. Сегодня НИИ медицинской приматологии находится недалеко от Адлера. Здесь же установили памятник обезьянам-космонавтам - настоящую спускаемую капсулу космического аппарата "Бион", на которой вернулись на Землю хвостатые космические путешественники, с чучелами двух макак, вжавшихся в кресло. Рядом доска с именами всех 12 покорителей космоса.
Многие обезьяны из НИИ сегодня выступают в цирках страны.
Всего в рамках космических программ в космос летали в мире 32 обезьяны, у каждой было только по одной миссии.
Космический спускаемый аппарат, использовался для доставки из космоса экспериментальных обезьян, фото из сообщества ФГБНУ "НИИ медицинской приматологии" ВКонтакте
Подготовка к запуску космического аппарата "Бион-М", 2013 год. Фото Юлии Рубцовой из архива музея истории РКЦ "Прогресс"