Обеспечить загрузку и сохранить коллективы: региональные власти помогут автопрому стабилизировать производство
Автомобильная промышленность является одной из базовых отраслей экономики Самарской области. В автопроме работает десятая часть всего трудоспособного населения региона - помимо АВТОВАЗа, это около двухсот предприятий по выпуску автодеталей. Большинство заводов сегодня столкнулись с серьезными трудностями, связанными с разрывом кооперационных связей и логистических цепочек, нехваткой сырья и комплектующих. Меры поддержки производителей автокомпонентов обсудили в Правительстве региона.
В "штабном" режиме
Обеспечение стабильной работы промышленных предприятий в условиях западных санкций является главным вопросом в повестке регионального Правительства. Власти работают в ежедневном "штабном" режиме, анализируя ситуацию, которая складывается в разных отраслях. В наиболее жестких условиях сейчас оказались автопром и производители автокомпонентов. Ограничения ударили по кооперационным связям, логистическим цепочкам, ритму поставок сырья и комплектующих. Несмотря на объективные трудности, отрасль продолжает работу - предприятия ищут и находят варианты выхода из ситуации, а АВТОВАЗ уже анонсировал выпуск некоторых моделей с минимумом импортных комплектующих.
Вопросы поддержки автопрома обсудили на совещании под руководством первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области Виктора Кудряшова. На встрече прозвучали предложения по поддержке отрасли. Руководители предприятий выступили с рядом инициатив, которые позволят компаниям стабилизировать производство, переориентировать его на отечественных поставщиков и обеспечить устойчивое развитие отрасли.
- Автопром - это основа экономики нашего региона, это не только АВТОВАЗ, это около двухсот предприятий, которые занимаются производством автокомпонентов. В общей сложности в автопроме у нас работают около 60 тысяч человек, это десятая часть всего трудоспособного населения региона, и сегодня мы видим, что именно в этой отрасли наиболее сложная ситуация - причем парадоксальная. При огромном спросе на автомобили и их дефиците - объем производства снизился. Сегодня ситуация усугубилась логистическими проблемами: отказом ряда западных поставщиков от поставок отдельных деталей. К счастью, уровень локализации, в частности по АВТОВАЗу, достаточно высок, и предприятие с июня начнет производство автомобилей, где количество зарубежных деталей будет снижено до минимума. На федеральном уровне принят ряд решений, которые позволят ускорить этот процесс. В частности, это субсидирование создания новых производств в рамках импортозамещения, - отметил Виктор Кудряшов.
Совместные инициативы
По мнению руководителей предприятий, важными мерами господдержки в нынешних условиях могут стать смягчение налогового режима, обеспечение доступности кредитных ресурсов, субсидирование обновления оборудования и переобучения персонала, выделение субсидий на выплаты сотрудникам в период возможных простоев.
На совещании прозвучал ряд предложений, связанных с федеральными мерами регулирования - это обнуление импортных пошлин, субсидирование логистики на определенных направлениях. В ближайшее время региональные власти обобщат эти инициативы и направят в федеральный центр.
- Мы поддерживаем тесный контакт с Минпромторгом России, нас слышат, и я уверен, что многие из этих предложений будут поддержаны. Уже сегодня принято принципиальное решение по переносу срока уплаты утилизационного сбора на конец года. Это достаточно большая сумма для АВТОВАЗа. Принятое решение позволит сократить дефицит оборотных средств. Идет активный процесс, федеральное Правительство так же, как и мы, заинтересовано в стабильности этой огромной отрасли, - подчеркнул Виктор Кудряшов.
Председатель областного Правительства также отметил, что ряд предприятий по производству автокомпонентов уже получают субсидированные процентные ставки на пополнение оборотных средств. Это компании, которые входят в перечень системообразующих предприятий. За последние две недели Правительство
региона дополнительно включило в перечень десять новых предприятий. В ближайшее время будут предприняты усилия к тому, чтобы еще ряд компаний по производству автокомпонентов вошли в данный перечень и также получили доступ к мерам государственной поддержки.
Большое внимание Правительство Самарской области уделяет поддержке работников предприятий и сохранению трудовых коллективов в переходный период. Особый подход - к вопросам сохранения занятости на предприятиях: уже более 30 компаний разного масштаба активно взаимодействуют с региональным министерством труда по мерам поддержки занятости. Региональные власти будут компенсировать заводам расходы на переобучение сотрудников для работы на более современном оборудовании.
- Также мы будем выплачивать работодателям по 18 000 рублей в месяц на каждого работника, находящегося под угрозой сокращения, чтобы снять эти расходы с предприятий. Соответствующие финансовые ресурсы нами уже привлечены как из федерального, так и из областного бюджета. Уверен, что это позволит удержать ситуацию и сохранить коллективы, - подчеркнул первый вице-губернатор.
Андрей Крайнов, генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения "Кластер автомобильной промышленности":
- Автокомпонентную отрасль серьезно подкашивает отсутствие заказов от потребителей - автозаводов. Более половины из них полностью либо частично простаивают. Ожидается, что в апреле будет выпущена лишь треть от среднемесячного объема автомобилей в стране. Из 197 автокомпонентных предприятий Самарской области 42 представляют собой компании с иностранным участием, большинство из них намерены продолжать работу в России. Поставщикам сейчас тяжело выстоять, поскольку доступ к оборотным средствам подорожал в 2,5-3 раза. Предприятиям необходимо включение в перечень системообразующих и доступ к льготным кредитам либо компенсация процентной ставки - это окажет большое содействие в сохранении производств.
Сергей Громак, вице-президент АО "АВТОВАЗ" по GR, внешним связям и взаимодействию с акционерами:
- Мы столкнулись с прекращением поставок автокомпонентов в Россию от ряда зарубежных поставщиков, что в долгосрочной перспективе хорошо для отечественных поставщиков. Некоторые логистические цепочки оказались разрушенными. Мы делаем все возможное, чтобы конвейер не останавливался - формируем новые логистические маршруты, с лета текущего года переходим к производству автомобилей с минимальным содержанием импортных компонентов. В апреле мы уходим в корпоративный отпуск, за это время наши логисты соберут дополнительный запас компонентов, что позволит нам планово возобновить работу. Сейчас крайне важно, чтобы Правительство Российской Федерации решило вопрос дофинансирования банков, с тем чтобы они могли выдать системообразующим предприятиям льготные кредиты на пополнение оборотных средств в необходимом объеме. В Правительстве России подчеркивают, что АВТОВАЗ с его производственно-сбытовой цепочкой является национальным достоянием, и завод обязательно будет поддержан.
Вячеслав Малеев, президент АО "ГК Автоком":
- На первом этапе необходимо поддержать производителей для сохранения персонала. Это ключ к дальнейшему развитию, поскольку кадры - это наш основной капитал. На втором этапе нужно включить наши компании в программы развития автозаводов, с наработкой новых компетенций взамен покинувших Россию иностранных партнеров. Необходимо распространить на предприятия по выпуску автокомпонентов меры поддержки, уже принятые в отношении малого и среднего бизнеса. Крупнейшие предприятия отрасли вошли в список системообразующих. Многие компании имеют возможность пользоваться мерами поддержки в отношении малого и среднего бизнеса. Предприятия по производству автокомплектующих с численностью работников от 250 до 1000 человек не относятся ни той, ни к другой категории. Эту ситуацию надо менять.
Игорь Хижняк, генеральный директор ООО "УК ДСК-групп":
- Автомобильная промышленность научилась работать в кризисных условиях, но текущая ситуация отличается особой масштабностью. Федеральные и областные власти всегда поддерживают отрасль, и в этот раз мы ждем соразмерной поддержки в решении поставленных перед нами задач. Уже сейчас нужно задуматься о государственных программах по стимулированию спроса на покупку новых автомобилей. Если говорить о долгосрочных программах, то необходимо подвигать предприятия к импортозамещению - это существенно снизит риски отрасли.