О чем рассказывают памятники истории в старинном жигулевском селе Сосновом Солонце
Село Сосновый Солонец в центре Самарской Луки привлекает многих туристов. И красотой окрестных мест, и тем, что здесь чувствуешь дыхание старины.
На хуторе Долгоруковых
На нынешних окраинах Соснового Солонца раньше располагались древние поселения. Археологи предполагают, что здесь проходила укрепленная линия Волжско-Камской Булгарии для защиты от хазар.
Датой основания Соснового Солонца считается 1660 год. Сюда переехали ясачные (государственные) крестьяне из соседнего села Аскулы. Затем, вплоть до первой половины восемнадцатого века, Сосновый Солонец стал прибежищем для беглых крестьян из окрестностей.
Считалось, что земли вокруг солонцеватые, оттого и название села. Впрочем, были и другие варианты — Сосновка, Сосновый, Дмитриевский. Первые два понятны: хвойных деревьев раньше здесь было много. А третий связан с названием местной церкви: здесь действует приход во имя великомученика Дмитрия Солунского.
Первыми владельцами села Сосновый Солонец были купцы Строгановы. В 1768 году по указу Екатерины II Самарская Лука была передана ее фаворитам – братьям Орловым. Эти графы и их потомки владели здешними землями вплоть до революций 1917 года.
Население издавна занималось лесными промыслами, обработкой сельскохозяйственного сырья, извозом, торговлей.
Сейчас, как говорит глава поселения Алена Лазарева, большинство жителей трудятся в здешней пекарне и на фермах. Многие ездят на работу в Жигулевск и Тольятти.
Вместе с главой поселения едем в южную часть села. Здесь, возле леса и заросшего оврага, расположены два старинных каменных одноэтажных дома. К ним ведет дорога, вдоль которой когда-то была разбита липовая аллея. Некоторые из этих деревьев, свидетелей размеренной усадебной жизни, и сейчас можно увидеть вдоль дороги.
В 1865 году одна из представительниц графского рода, Наталья Орлова - Давыдова, выйдя замуж за князя Долгорукова, получила это имение в наследство. Называли его еще хутор Долгоруковых, или Дмитриевский хутор. Правда, жизнью здесь хозяйка хутора наслаждалась недолго. Через 4 года после свадьбы, в возрасте 23 лет, она умерла от чахотки.
Главное усадебное здание, памятник градостроительства и архитектуры, к счастью, сохранило свой первоначальный внешний облик и оформление фасадов. Парадный тамбур и центральную часть кровли венчают щипцы с оконным проемом в скате крыши - люкарной. Облик дома дополняется карнизным поясом с небольшими прямоугольными выступами – «сухариками». Хоть все это и сохранилось, общее состояние фасадов не назовешь завидным. Часть декоративных элементов утрачена, штукатурка во многих местах облетела, а некоторые оконные проемы зияют пустотой или прикрыты фанерой.
Раньше, когда здание было бесхозным, сюда приходили поиграть здешние мальчишки, привлеченные его необычным видом. Ныне большая часть усадебного дома является собственностью одной из телекоммуникационных компаний.
Соседнее здание, бывший флигель, построено в том же стиле, что и главный усадебный дом. Фриз декорирован прямоугольными углублениями, распространенным элементом русского декора. Время не пощадило и этот дом: на стенах бывшего флигеля кое-где видны трещины. Еще с советских времен это здание отдано под жилье. Нынешние хозяева обитают здесь тридцать лет. Говорят, что за это время внутри обоих усадебных зданий ничего не перестраивалось.
Перед усадьбой когда-то был красивый искусственный пруд прямоугольной формы. Он уже давно пришел в запустение, зарос камышом и ряской.
Там, где шел Оренбургский тракт
Исторический интерес представляет местная больница, располагающаяся в трех кирпичных корпусах и окруженная старыми дубами. Это единственные из сохранившихся на Самарской Луке здания земской лечебницы. Говорят, толщина стен в этих домах – не менее полуметра. Как рассказала Алена Лазарева, одно время здесь располагался тюремный лазарет. В нем лечились каторжане, проходившие по этим местам. Кандалы, в которые они были закованы, весили девять килограммов, а путь до места наказания растягивался на два-три года.
Через село еще с середины восемнадцатого века проходил Оренбургский почтовый тракт – главная дорога, связывавшая Москву с восточными губерниями. По нему и лежал путь каторжников. Кстати, дорога на месте тракта, проходила и в советское время - вплоть до строительства ГЭС.
Исторические здания до сих пор используются как больница – здесь лечат жителей Соснового Солонца и окрестных сел. Рядом – еще один памятник архитектуры, бывшая земская школа, построенная в 1899 году. После революции в этом деревянном двухэтажном доме располагались высшее начальное училище, затем - школа крестьянской молодёжи, где готовили бухгалтеров. Этому историческому памятнику повезло меньше, чем больнице. В конце прошлого века колхоз развалился, и специалисты стали не нужны. Здание уже давно стоит бесхозным, стало ветхим и понемногу разрушается. Помещения находятся в аварийном состоянии. Но, говорят, что местные ребятишки, вопреки запретам, все же проникают сюда.
Еще одна сельская достопримечательность — могучий дуб-старожил. По разным данным ему от трехсот до пятисот лет. В это дерево не раз попадали молнии, но оно каким-то чудом выстояло. Ствол высох и напоминает кости доисторических животных. И, тем не менее, этой весной, как и прежде, дуб вспомнил молодость и зазеленел листвой. Рассказывают, в прежние времена местные чуваши, обожествлявшие деревья, проводили здесь моления. А еще говорят, что дуб-старожил исполняет желания. На ветвях его мы заметили разноцветные ленточки, подвешенные людьми, которые верят в это. Впрочем, есть и такое поверье: для того, чтобы желание исполнилось, достаточно просто обнять дуб. Или прикоснуться к нему. Что мы и сделали – и я, и глава поселения.