Неразгаданные узоры: в Самаре прошли лекции создателя Виртуального музея наличников Ивана Хафизова

Известный российский блогер выступал 19 и 20 апреля в музее-галерее "Заварка". Там, где сейчас проходит выставка "Самарские наличники". Иван Хафизов, объездивший многие российские города и села, сфотографировавший сотни образцов деревянной резьбы, рассказал об истории и национальных традициях этого ремесла.

Фото: Лилия Файзуллова

Фото: Лилия Файзуллова

Фото: Лилия Файзуллова

Фото: Лилия Файзуллова

Неформальный символ культуры

Наличник, как полагает Иван Хафизов, - воплощение "русскости", один из неформальных символов отечественной культуры.

Этим искусством он заинтересовался в 2007 году, с удивлением узнав, что в России нет ни одного энциклопедического издания, посвященного наличникам. С тех пор он собрал и систематизировал в виртуальном формате множество их образцов.

Самарцам Иван Хафизов рассказал, как украшались окна российских жилищ, начиная с одиннадцатого века, когда появились резные причелины – предшественники наличников.

Как считает исследователь, народные ремесла, в том числе и резьба по дереву, были наиболее развиты в тех российских регионах, где крестьяне находились не на барщине, а на оброке. Быт жителей таких сел уже в девятнадцатом веке был во многом похож на городской.

Расцвет этого ремесла приходится на конец девятнадцатого - начало двадцатого века. Модерн, русский стиль и другие направления в искусстве того времени нашли свое отражение в наличниках. В разных губерниях они были совершенно не похожи друг на друга. У деревянных домов каждого города – свой образ, и в этом можно было убедиться, когда Иван Хафизов демонстрировал сделанные им фотографии. Материалом для создания наличников чаще всего служила смолистая сосна.

Символы в резьбе, по мнению исследователя, были, но прочитать их сегодня довольно сложно. В одном и том же узоре один человек увидит птичку, а другой – веер.

"Приют наличников"

После одной из лекций я побеседовал с Иваном Хафизовым.

- Что можно сказать об особенностях деревянной резьбы на наличниках Самары?

- Я думаю, если сделать инвентаризацию и выложить фотографии всех интересных наличников на полу вашего музея, то комнат не хватит. Но если свести вместе образцы похожей деревянной резьбы, то будет пять-семь видов. Не так уж и много.

Все хозяева стремились красиво украсить свои окна. Традиции здесь разнообразны. В Самаре на деревянных домах были наличники с элементами, характерными для каменной архитектуры. Например, с резьбой в форме арок. Такие дома могли быть и в Петербурге, и в Москве, и в любом другом крупном городе.

Но в целом в деревянной Самаре сложился свой образ наличников. Центральная часть щипцом выступает немного вверх и вперед. Она украшена свесами и сверху - характерной короной.

Есть расхожее мнение, что наличники делались четко под определенный дом. Но так было не всегда. Иногда резчик вообще мог не знать, где будет висеть его наличник. А хозяин дома покупал это изделие на рынке. Бывало такое: здание построили, скажем, в 1840 году, а хозяин украсил его наличниками в 1890-м. Дом могли сдавать жильцам. А если те почему-то долго не вселялись в него, окна украшали резьбой. Потому что это было модно.

- Вы говорили, что символику орнаментов на наличниках самарских домов сложно прочитать. Но в то же время на народных костюмах, например, эта символика описана во многих научных работах…

- История наличников – гораздо менее укорененная. Костюмы люди создавали в течение многих веков, а деревянная резьба на окнах появилась не так давно. В Самаре – в девятнадцатом веке.

Часто неизвестно, какой смысл российские резчики и хозяева домов вкладывали в орнаменты на наличниках. В Подмосковье есть усадьба с масонскими знаками на резьбе. Достоверно известно, что сосед хозяина был масоном, а сам он – нет. А орнаменты перенял просто потому, что ему понравился рисунок. И такое происходило сплошь и рядом. Да и сами мастера порою брали узоры из каких-нибудь книг, журналов или даже с упаковок, не вдумываясь в их смысл. Поэтому и в самарских орнаментах мы видим иногда что-то византийское. Или даже османское: ведь суда ходили по Волге в Турцию и обратно.

- Беда, что красота деревянных наличников недолговечна. И у нас в Самаре – тоже. Вы ведь наверняка знакомы с опытом сохранения традиционной резьбы, украшающей дома в других российских городах.

- Частично эту задачу решает самарский фестиваль "Том Сойер фест". Ваши волонтеры помогают сохранять фасады старых домов. В других городах тоже есть подобные движения. Интересен опыт Городца. Там есть "приют наличников". Волонтеры принимают их со всего города и его окрестностей, если кто-то собирается выкинуть деревянные украшения. Хранят их в специальном ангаре. А параллельно ищут людей, которые готовы повесить их на своих домах в Городце. Если нужных наличников хозяину дома не хватает, волонтеры помогают ему обратиться к резчику, и тот сделает недостающие…

Материал по теме

Полная версия