На голубом газу: в Самарской области испытывают трактора на газомоторном топливе

Весь аргосезон - с мая по октябрь - в Кинельском районе на Поволжской машиноиспытательной станции (МИС) будут проходить испытания первых тракторов российского и белорусского производства на газомоторном топливе. Задача - выяснить, способен ли агрегат на этом виде горючего выполнять операции с различными видами прицепной техники и есть ли в этом экономическая выгода. Пока апробируют две машины, а в конце июля ожидают третью.

Фото: Наталья Шаталина

Переход на газомоторное топливо - один из этапов реализации национальной стратегии развития, обозначенной Владимиром Путиным. В обращении к участникам делового форума БРИКС Президент России назвал его одним из технологических решений для достижения углеродной нейтральности российской экономики, подчеркнув, что переход на газовое моторное топливо, как атомная генерация и гидроэнергетика, способствуют выполнению климатических целей. Для аграриев это еще может оказаться и экономически выгодным процессом. Но чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходимо решить ряд параллельных задач - добывающим и перерабатывающим компаниям - создать газозаправочную инфраструктуру, автопроизводителям - наладить выпуск газовых двигателей и баллонов.

Результаты работы последних сегодня в Самарской области испытают на Поволжской машиноиспытательной станции. В их распоряжении пока две сельхозмашины. Одна их них - трактор с газовым двигателем. Это универсально-пропашной колесный трактор второго тягового класса, имеет криогенный бак на 210 литров. Он уже прошел тестирование в полевых условиях и теперь на площадке МИС подвергается стендовым испытаниям. Специалисты проверяют мощностные характеристики двигателя на разных режимах его работы. По их словам, в идеале показания, которые сняли в поле, и те, что получают на стенде, должны совпасть.

Второй испытуемый - колесный трактор с газовым двигателем, но не "родным", а дополненным к дизельному. Он оснащен двумя криогенными баками по 400 литров, которые и поставляют газ в двигатель. Теоретически такой двигатель должен экономить топливо. Поскольку, например, полная заправка такого бака сжиженным природным газом в 2-2,5 раза дешевле, чем дизелем. По ГОСТу, объема баков должно хватать на 8-10 часов работы.

Насколько это соответствует действительности, сейчас выясняют на кинельских полях.

Заведующий лабораторией испытания тракторов "Поволжской МИС" Виктор Михайлов пояснил: в ходе испытании они должны оценить эффективность использования газомоторного топлива, а именно - расход топлива в час и на гектар площади, производительность агрегатов, работу в разных режимам эксплуатации. Кроме того, сотрудники МИС фиксируют все остальные нюансы, которые проявляются в ходе испытаний. Никаких предварительных итогов специалисты дать не готовы. Результаты испытаний обнародуют в итоговом протоколе в конце сезона.

Оба трактора ходят на чистом природном газе, который в основном состоит из метана - того самого, что применяют для газовых плит в быту. Это не пропан-бутан, что используют на легковых автомобилях. Чтобы работать на этом виде топлива, требуется дополнительное обучение водителя: газ - смесь взрывоопасная, необходимо соблюдать особые правила эксплуатации.

Тракторист-испытатель Александр Ростов отмечает: разница в горючем на скорость не влияет. Мощность на дизеле и газе одинакова - примерно 360 лошадиных сил. Но есть нюансы в управлении. Например, у одного из тракторов сложности с обзорностью: баки расположены за кабиной и закрывают заднее стекло, что затрудняет трактористу работу в поле. За баками не видны прицепы.

Отсутствие инфраструктуры заправок и недорогих мобильных средств для заполнения криогенных баков - дополнительные факторы, которые тормозят популяризацию сельхозтехники на газу. По словам руководителя Поволжской МИС Андрея Бронникова, в Самарской области пока никто из сельхозпроизводителей не использует полевую технику на газу. Наравне с Самарским регионом первые шаги в этом направлении делают в соседнем Татарстане. В Белоруссии на данный момент действует около 50 комбайнов на газу.

При этом сельхозпредприятия Самарской области регулярно обновляют свои технопарки. По данным 2023 года, губернские аграрии приобрели более 500 единиц тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. В 2024-м на поддержку модернизации регионального машинно-тракторного парка в областном бюджете предусмотрено свыше 200 млн рублей.

Материал по теме

Полная версия