Музей, в котором не скучают: как в бывшей конюшне поселилось творчество

Музей для детей "Зеленка" (0+) приглашает юных жителей Самары на экскурсии и мастер-классы. В четверг здесь пройдет занятие по написанию натюрморта. "Зеленка" разместилась рядом с особняком Курлиной — самым известным зданием Самары, построенным по проекту архитектора Александра Зеленко. Музей находится во дворе, в здании бывшей конюшни.

Фото: Андрей Савельев

Этот музей основан на идеях архитектора и педагога Александра Зеленко. Он жил и работал в Самаре недолго - с 1897 до 1901 года. Но след оставил яркий. Два года он был главным архитектором города. Как зодчего его в нашем городе знают по пяти зданиям, построенным в стиле модерн. Среди них – и особняк Курлиной, в котором ныне располагается Музей модерна.

К сожалению, как педагог Александр Зеленко у нас известен меньше, чем архитектор. А между тем, он одним из первых в педагогике заговорил о воспитании целостной личности с "эстетическим взглядом" на окружающий мир.

В холле "Зеленки" можно узнать о том, как в 1925 году увлеченный педагогикой архитектор написал книгу "Детские музеи Северной Америки". Основываясь на опыте, полученном во время путешествия по США, он описал модель идеального музея. Эти идеи и использовали создатели "Зеленки".

Главная цель, которую ставят перед собой музейщики, - научить ребенка видеть красоту в обыденных вещах. К тому же стремился и Александр Зеленко. "Знания начинаются с удивления. Смех и радость – орудия, в педагогике еще почти не использованные", - считал он.

Этот музей стал для детей местом и обучения, и игры, и общения, и творчества, и обретения социального опыта.

По задумке музейщиков, это здание - дом вымышленного архитектора-чудака, прототипом которого стал сам Зеленко. Необычно уже напутствие для юных посетителей, которое можно прочитать в холле: "Дети здесь могут: громко разговаривать и все трогать. Бегать и кричать. Все изучать и удивляться".

Удивительное начинается уже со входной двери. В нее вмонтирован бинокль. Нагнувшись к нему, можно увидеть что-то из происходящего за дверью, в музейном пространстве. Стены украшены распечатками поэта-выдумщика Романа Сефа. Вот одна из них: "Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает. Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает. (Если скучно стало, начинай сначала)".

- Наш музей – чудаковатый и немножко волшебный, - говорит научный сотрудник Анастасия Сафронова. – Здесь нет никаких правил. Начинать знакомиться с ним можно с любой зоны. И в каждой вы можете пофантазировать и узнать что-то новое для себя. А еще – почувствовать: все, что создается человеком, имеет природный контекст. Здесь можно познакомиться со всеми сферами человеческой жизни и ощутить себя художником.

В музее – несколько необычных пространств. Сами сотрудники называют их "комнатами чувственного развития". Одна из них - "Свет и тьма".


Снаружи это пространство представляет из себя большой темный шкаф. Как и все шкафы, он наполнен разными вещами, принадлежавшими той или иной эпохе. Но там же и растут фиалки под лампой дневного света, и дети узнают, как происходит фотосинтез и вырабатывается кислород. Здесь же можно провести опыты с разложением светового луча, который направлен на белую гипсовую голову богини Музы, и изучить спектр цветов. Наверху – темное "небо" с вкраплениями "звезд". Так что есть повод поговорить с детьми и об астрономии.

В полной мере идеи Александра Зеленко использованы в комнате "Звуки и шумы". В своей главной педагогической книге он писал: "Почему бы музею не иметь коллекцию разных звуков и с помощью нажима электрической кнопки не вызывать пение соловья, жаворонка, кваканье лягушки, треск кузнечиков и даже рев могучего льва? Техника улавливания звуков идет так быстро вперед, что я не удивлюсь, если эти предположения завтра осуществятся". Пророчество архитектора сбылось. В самарском музее можно послушать самые разные звуки из прошлого. Например, музыкальной шкатулки, телеграфа, печатной машинки.

- Я предлагаю детям такую игру: закрыть глаза и послушать разные звуки, - говорит Анастасия. - И ребята должны угадать, с какими явлениями природы они связаны. Например, звуки, которые я извлекаю с помощью обычного канцелярского ножа, могут напомнить стрекот кузнечиков.

В комнате "Цвет и форма" дети узнают многое о красках, живописи и собственных ощущениях. Здесь можно с помощью специальных пластинок смешивать разные цвета и наблюдать, что из этого получится. В этом уголке есть несколько абстрактных живописных композиций, созданных самими сотрудникам музея. Каждая – со своим живописным колоритом.

- Иногда, - замечает Анастасия, - мы беседуем здесь с детьми о том, как с помощью цвета можно выразить свое настроение – грусть или радость.

Рядом можно увидеть несколько вариантов натюрморта с кувшином и убедиться в том, что каждый художник увидел эту композицию по-своему. У многих юных посетителей в этом уголке происходит знакомство с различными живописными стилями.

 

Есть в музее необычный стол с таинственными выдвижными ящиками. Место для игры "Пощупай и угадай". Сотрудник музея предлагает детям засунуть в ящик руку и на ощупь определить предмет – ветку, ракушку, камешек или гладкий шар – а потом рассказать о своих ассоциациях с этими вещами.

Знакомство с "Пространством аналогий" - повод задуматься о том, какими сходными бывают природные объекты и вещи, созданные человеком. Здесь можно пофантазировать, на что похожи бабочки. Или узнать, как форма ракушки подсказала архитектору Гауди образ винтовой лестницы.

В пространстве "Открытия и изобретения" собрана коллекция необычных предметов. На столе, покрытом зеленым сукном, лежат вещи, изобретение которых во многом изменило мир. Секстант, солнечные часы, весы для писем, диапроектор, микроскоп...

- Все эти вещи можно взять в руки и увидеть, как они работают, - говорит Анастасия.

Рассматривая копии проектов великих изобретений, дети узнают, как природа подсказала творцам разные идеи. Например, как наблюдения за полетом птиц помогли людям создать первые летательные аппараты.

Кухня в этом музее – место для экспериментов со смешиванием красок, изучением текстур и фактур. А водопроводная труба в "ванной комнате" оказывается богатой коллекцией звуков. В самом низу – звуки из глубин океана, из Марианской впадины, вверху – из космоса. А посередине – земные.

- Мы называем это "Радио Планета", - поясняет Анастасия. - Здесь собраны почти все звуки, которые есть на Земле. И мы предлагаем угадать их посетителям музея.

Деревянные лестницы в этом волшебном доме ведут на чердак и в чулан, и там есть старинные диковинные вещи. Например, чемоданы, которые хранят запахи прошлого.

- Когда мы занимаемся здесь с детьми, - говорит Анастасия, - я предлагаю им такую игру. Тем, у кого накопились негативные эмоции, - постучать по любому из понравившихся чемоданов и таким образом передать ему свое плохое настроение.

Музей принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов, по четвергам — с 13 до 21 часа. Кроме экскурсий, здесь постоянно проходят мастер-классы. На них дети узнают, например, что такое гравюра, учатся рисовать натюрморты, исследуют сад при Музее модерна и создают собственные арт-проекты. Ближайший мастер-класс по написанию натюрморта (9+) пройдет в в четверг, 27 июля в 18 часов. Приглашаются дети в возрасте от 9 до 13 лет. Детский билет платный, взрослые проходят бесплатно.

Фото: Андрей Савельев

Материал по теме

Полная версия