"Московский дворик" и другие шедевры: в Самарском художественном музее проходит выставка произведений выдающегося русского живописца Василия Поленова
Экспозиция "Человек света" (16+), которая откроется 15 марта, приурочена к 180-летию со дня рождения мастера. В Мраморном зале самарского музея представлено 76 его работ. По этим произведениям можно судить, насколько разнообразно творческое наследие Василия Поленова, который, по мнению искусствоведов, во многом предвосхитил поиски русских художников–символистов и импрессионистов в начале XX века.
Впрочем, сам художник в письме к Ивану Цветаеву высказался на эту тему так: "В искусстве я совсем равнодушен к направлениям... Во всяком направлении талантливый художник интересен, а бездарный плох".
Название самарской выставки отсылает к высказыванию о Поленове известного русского ученого-физиолога Петра Спиро: "Он был человеком высокой идеи, он был человеком света. Все темное, низкое, подлое было ему противно, он весь был проникнут смягчающей и примиряющей идеей любви к человечности. Он необыкновенно отзывчиво относился ко всему истинному, хорошему и прекрасному".
Самарский выставочный проект стал крупнейшей ретроспективой произведений Василия Поленова. Картины и этюды художника для выставки предоставили ведущие музеи России. Так, одна из знаковых работ в экспозиции - "Христос на Генисаретском озере" – хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Среди представленных на выставке шедевров – картина "Христос и грешница". Это полотно было передано в Иркутский художественный музей в 1928 году и впервые с того времени покинуло его стены.
Мы можем сравнить окончательный образ Христа с этюдами, созданными для этой картины. Моделью для этих работ послужил другой замечательный художник – Исаак Левитан.
Кстати, произведения из Евангельского цикла "Из жизни Христа" сам Василий Поленов считал главным трудом своей жизни. Две упомянутые картины были первыми, которые художник создал для этого цикла. Здесь же можно увидеть и другие работы из этой серии. Например, "За кого меня почитают люди?", "Отрок Христос и фарисей".
"Искусство должно давать счастье"
В письме к Виктору Васнецову Поленов как-то написал: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело".
Этому восприятию искусства как нельзя лучше соответствует самая известная картина Василия Поленова "Московский дворик". Первый вариант этого произведения, хранящийся в собрании Государственной Третьяковской галереи, привлек к себе особое внимание самарских зрителей. Эту картину Поленов создал в 1877 году, и она сразу же произвела огромное впечатление на любителей живописи, увидевших ее на московской передвижной выставке. Художник словно уводит зрителей в гармоничный, радостный мир обычного московского дворика. Картина – будто воспоминание из детства.
Впечатления от путешествий
В масштабном самарском проекте приняли участие музеи из Екатеринбурга, Омска, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Серпухова, картинные галереи из Владивостока и Твери. Большая часть представленных пейзажей создана в родных местах художника – на берегах Оки. Здесь же можно увидеть картины и этюды, созданные под впечатлением многочисленных поездок художника по Европе, Египту и Ближнему Востоку.
Впечатления от представленных работ дополняют распечатки высказываний самого Поленова и его современников. Вот одно из них, художника Василия Мешкова: "Василий Дмитриевич Поленов как бы открыл окно и показал свет в живописи. Он учил, как смотреть на натуру и как подходить к ней".
Великий певец Федор Шаляпин, друживший с Поленовым, написал о нем в своих "Воспоминаниях": "Дышишь и не надышишься на какую-нибудь его желтую лилию в озере. Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни…".
Письма самого Василия Дмитриевича пронизаны любовью к родным местам на реке Оке.
– Как бы мне хотелось показать вам нашу Оку с ее окунями, налимами, судаками, даже стерлядями, а шересперы такие храбрые, так на тебя одним глазом и смотрят. Ведь мы с вами первыми открыли ее красоту и выбрали место для жительства, – писал он своему другу, художнику Константину Коровину в 1914 году.
Разумеется, посетители увидели и все четыре работы Василия Поленова, попавшие в свое время в самарский музей из коллекции купцов Шихобаловых. Это пейзаж "Нил. Фиванский берег" и картины из цикла "Из жизни Христа" – "И привел детей", "Решил идти в Иерусалим", "Возвестила радость плачущим".
Представление о личности выдающегося живописца можно получить на этой выставке не только по его произведениям. Особое место в экспозиции занимают предметы из Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова. Среди них, например, – нотные рукописи.
Наверное, для многих посетителей выставки будет открытием, что писал Поленов не только картины, но и музыку. Он сочинил несколько песен и романсов, инструментальные пьесы, оперу "Призраки Эллады" (12+) и сам пел в хоре.
На выставке представлены ноты фантазии-мозаики, написанной для фортепиано, скрипки и виолончели, лирических сцен из оперы на античные сюжеты.
Картины, вошедшие в наш культурный фонд
– Не сомневаюсь, что эта выставка вызовет большой интерес у любителей живописи, – сказала на ее открытии директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова.
– Выставка – уникальное явление не только для Самары, но и для всей России, – отметила врио председателя областного Правительства Наталья Катина. – Многие из представленных произведений впервые покинули стены своих музеев, чтобы попасть в Самару.
Почетный гость выставки – правнучка художника Наталья Поленова, директор музея-заповедника своего прадедушки.
– Этой замечательной выставкой мы открываем юбилейный год Василия Дмитриевича. Экспозиция очень хорошо передает особенности его личности. Он не любил подниматься на трибуны и обращаться к широким массам. Он просто честно выполнял свой долг – художника, архитектора, композитора, а еще – наставника для целой плеяды мастеров. Когда знакомишься с выставкой, не может не радовать то, как богаты наши региональные фонды, сохранившие наследие художника. И то, что, спустя многие годы после своего ухода из жизни Василий Дмитриевич продолжает вдохновлять наших соотечественников.
Наталья Поленова поблагодарила главу региона Дмитрия Азарова и министра культуры Самарской области Ирину Калягину за поддержку этого проекта.
Гостями выставки накануне ее открытия были руководители художественных музеев, ставших участниками проекта, а также известный тележурналист, кандидат исторических наук, член попечительского совета музея-усадьбы В. Д. Поленова Сергей Брилев.
– "Московский дворик" и другие картины художника вошли в наш культурный код, – считает он. – Поэтому зрители, войдя в зал с его произведениями, сразу же улыбаются.
Шедевры Василия Поленова и связанные с его творчеством архивные документы можно будет увидеть в художественном музее до 30 июня.