Михаил Перепелкин: "Свобода – умение не врать"
Наш собеседник - доктор филологических наук, профессор Самарского университета, научный сотрудник литературно-мемориального музея им. М. Горького Михаил Перепелкин. Он автор нескольких книг, около 150 научных и краеведческих публикаций, создатель краеведческих фильмов и передач, телеведущий.
- Что чаще всего вызывает Вашу улыбку?
- Когда я понимаю, что кто-то лучше, чем по ошибке казалось.
- Что Вам помогает настраиваться на работу?
- Видимо, любовь к ней
- Главное преимущество Вашей нынешней работы?
- Про "преимущества" не знаю, не могу сформулировать. Попробую сказать, почему я с ней: к счастью или к сожалению, я оказался наследником традиции, и, если я не буду делать свою нынешнюю работу, эта традиция уйдёт, что вряд ли хорошо и продуктивно для дела. Как для тех, кто к нему был причастен раньше и причастен теперь, так и для будущего. Во всяком случае, мне так кажется.
- Любимая музыка?
- Бах.
- Любимые фильмы?
- "Зеркало" Тарковского. Остальное более факультативно
- Картина, которую бы Вы повесили в своем рабочем кабинете?
- Вероятно, "Охотники на снегу" Питера Брейгеля.
- Книги, которые более всего повлияли на Ваше мировоззрение?
- "Капитанская дочка" Пушкина, "Старик и море" Хемингуэя, "Волхв" Фаулза.
- Ваш любимый цвет?
- Все оттенки дерева.
- В чем, по-вашему, критерий: настоящее ли перед Вами произведение искусства или нет?
- Настоящее разрушает, чтобы пересобрать на другом уровне, более высоком, а ненастоящее разрушает, чтобы разрушить и бросить.
- Какие литературные произведения Вы предложили бы дополнительно включить в школьную программу?
- Я бы со школьной программой тысячу раз всё взвесил. "Включить" произведение в программу – значит отдать на растерзание не всегда чутким учительницам и всегда несколько предвзятым ученикам. Мне кажется, трёхтомника Пушкина для школы более чем достаточно: там есть всё, что нужно для становления и для вхождения в культуру. А всё остальное человек сможет добрать сам, если ему это будет нужно.
- Три самые значительные фигуры в отечественной культурной жизни XX века?
- Очень трудный для меня вопрос. Я вообще скептически отношусь к разным рейтингам и поэтому могу говорить только о фигурах, повлиявших на меня. Высоцкий, Тарковский, Ерофеев… А про "значительность" в других смыслах я бы не стал рассуждать.
- Ваше любимое изречение?
- "Я ещё не окончательный и обжалованию подлежу" (Венедикт Ерофеев).
- Ваше любимое место в Самаре?
- Музей-усадьба А. Н. Толстого, однозначно. Это если об одном конкретном месте говорить. А так – весь старый город, от и до.
- Каких событий, на Ваш взгляд, не хватает в культурной жизни города и области?
- Тоже очень трудный вопрос. Сегодня у нас есть те события, до которых мы доросли – духовно и интеллектуально; привить их нам вряд ли получится, хотя некоторые пробовали, но – тщетно. Поэтому я бы назвал здесь не события, а места, которых остро не хватает: это мемориальный комплекс на родине А. Н. Толстого (Музей "Детства Никиты") и такой же мемориальный комплекс там, где находилась усадьба Н. Г. Гарина-Михайловского (Музей "Детства Тёмы"). А если бы в одном из самарских "аксаковских" мест создать ещё музей "Детства Багрова-внука", Самарская область могла бы стать "страной, куда уходит детство"! Вот это был бы бренд! Ну и музей М. Горького надо, конечно, возвращать или создавать заново, в другом месте, потому что богатейшая история всей самарской литературы пока лежит в ящиках и коробках.
- Ваше самое яркое художественное впечатление последнего времени?
- Из нового, наверное, Алексей Иванов. Читаю его и чувствую, что избавляюсь от каких-то иллюзий и заблуждений. А вообще-то, много перечитываю и переслушиваю, понимая по-другому. Наверное, сегодня для меня время перечитывания.
- С какими людьми Вы предпочитаете иметь дело?
- Со сложными.
- Недостаток, который можно простить людям?
- Зависть.
- Недостаток, которые нельзя простить?
- Предательство
- Свобода - это…
- Очень сложно ответить сегодня на этот вопрос, хотя думаю о нём постоянно. Скажу так: уметь не врать близким, хотя бы близким.