Любопытный лейтенант в городе на Волге

"Волжская коммуна" продолжает проект, приуроченный к 60-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. На своих страницах мы рассказываем о событиях и людях, связанных с ролью Самарской области в освоении космического пространства.

12-14 апреля 1961 года.

Автограф на газете

После возвращения на Землю Юрий Гагарин провел три дня в Куйбышевской области. Каждый, кто встречался с ним тогда, потом всю жизнь вспоминал об этом, бережно храня фотографии и автографы первого космонавта.

Фото: РКЦ «ПРОГРЕСС»

Ветеран "Прогресса", в те годы Государственного авиационного завода №1, Юрий Шипков работал в то время в представительстве военной приемки.

- Военпреды - особая категория специалистов, отвечающих за подготовку к пуску, - рассказывает он. - В конце 1960 года нас предупредили о специальном заказе. Сказали запускать очередную серию изделий под усиленным контролем. Никто тогда не догадывался, для чего это было нужно.

Загадочный спецзаказ, как это стало понятно позже, касался производства двух ступеней для ракеты "Восток", на которой должен был отправиться на орбиту Юрий Гагарин.

- Однажды в цех пришла группа молодых людей в летной форме, - продолжает Шипков. - Из них выделялся один старший лейтенант, он больше других интересовался устройством и надежностью наших изделий.

И при этом всегда улыбался. Прошло время, и 12 апреля по радио объявили о полете. Нам сообщили, что первый космонавт прилетит на наш заводской аэродром. Конечно, все вышли его встречать. Народ выстроился вдоль аллеи на территории предприятия. Появился эскорт автомобилей. Гагарин сидел в "Волге" и через открытое окно всем махал рукой. Мне его лицо показалось знакомым. Потом увидел портрет космонавта в газете и понял, что это тот самый любопытный старший лейтенант.

Первые снимки Гагарина на куйбышевской земле сделал Виктор Ляшенко, фотокорреспондент газеты "За Родину" Приволжского военного округа. Не имея специального разрешения, он вместе с пишущим коллегой каким-то образом оказался на заводском аэродроме и успел снять космонавта, спускавшегося по лестнице из военного самолета. Фотопленки у Ляшенко потом изъяли и вернули только в 1990-е годы.

Гагарина привезли на дачу обкома партии, где он прошел медицинское обследование.

13 апреля там же прошли заседания госкомиссии, состоялись встречи с военными, представителями промышленных предприятий и партийными руководителями. Все фотографировались с Гагариным, а он раздавал автографы. Расписывался как на чистых листах бумаги, так и на газетах. Самой популярной из них была "Волжская коммуна" с портретом космонавта и сообщением ТАСС о первом полете человека вокруг Земли.

Экземпляр газеты с автографом Гагарина долго хранили в семье директора "Прогресса" Виктора Литвинова. Его дочь Людмила передала уникальное издание заводу. В декабре 2011 года самарский космонавт Олег Кононенко взял этот номер с собой в полет на МКС. И теперь "Волжская коммуна" - настоящая космическая газета, она была на орбите 193 дня.

Как вспоминают очевидцы, 14 апреля, перед вылетом в Москву, Юрий Гагарин с коллегами пришел в один из цехов "Прогресса" и с антресолей приветствовал сотрудников. Впоследствии он не раз бывал в "городе на Волге" - так из соображений секретности называли место, где он находился три дня после полета в космос.

28 апреля 2016 года.

Первый старт с Восточного

Первым на новом российском космодроме Восточный возвели стартовый комплекс для ракеты "Союз-2.1а" с блоком выведения "Волга", которые разработали и изготовили на РКЦ "Прогресс". Она вывела на орбиту самарские космические аппараты "Аист-2Д" и SamSat-218, а также спутник Московского государственного университета "Ломоносов".

Фото: Александр Некорыстный

В апреле 2015 года с территории РКЦ "Прогресс" отправился в Амурскую область грузовой поезд с оборудованием для нового космодрома. Через четыре месяца отсюда другой железнодорожный состав повез на Дальний Восток блоки ракеты "Союз-2.1а". Преодолев в пути семь тысяч километров, груз оказался в месте назначения через 38 дней.

- Теперь это полностью цифровая машина, в которой используются только российские элементы, - рассказал о ракете начальник основного производства "Прогресса" Вадим Небога. - В ней применены новейшие разработки в области систем управления.

Позднее на Восточный прибыл для проведения испытаний и пуска заместитель генерального конструктора РКЦ Валерий Капитонов. В интервью "Волжской коммуне" он отметил, что в монтажно-испытательном корпусе общей площадью 45 тыс. квадратных метров основное место отведено для самарского "Союза":

- На космодроме есть также мобильная башня, которая может наезжать на ракету и выполнять функции вертикального ангара. Это важно с учетом того, что высота наших изделий колеблется в пределах пятидесяти метров. Башня весит более полутора тысяч тонн и имеет семь ярусов, на которых можно работать при любой погоде. Основное оборудование для наземной инфраструктуры - стартовую систему, кабину обслуживания, кабель-мачты, транспортно-установочный агрегат, защитные устройства - произвели на сызранском "Тяжмаше".

Продукцию предприятий нашего региона доставляли на дальневосточную площадку и монтировали там в установленные сроки. А вот строители запаздывали. На помощь пришли самарские студенты. Над возведением объектов космодрома трудились несколько смен стройотрядов СГАУ (ныне Самарский университет). Отряд "Форсаж", состоявший в основном из выпускников института ракетно-космической техники, принял участие в установке и наладке оборудования.

Первый старт с Восточного был запланирован на 27 апреля 2016 года, но по техническим причинам его перенесли на сутки. Ранним утром следующего дня пуск прошел успешно.

30 апреля 1910 года.

Легендарный директор

В этот день 1910 года родился Виктор Литвинов - выдающийся организатор авиационно-космической промышленности, дважды Герой Социалистического Труда, директор Государственного авиационного завода №1 в 1944-1962 годах (сейчас РКЦ "Прогресс"). Под его руководством осуществлялось серийное производство различных самолетов, а также межконтинентальных баллистических ракет Р-7 и ракет-носителей "Восток".

Фото: РКЦ «ПРОГРЕСС»

Уроженец Таганрога Виктор Литвинов в 1930 году устроился работать на одно из старейших авиационных предприятий страны - Московский завод №1 имени Авиахима. В 28 лет он стал главным технологом предприятия. Через два года, незадолго до начала Великой Отечественной, был назначен на должность главного инженера.

В Куйбышеве он оказался в начале войны. На его плечи легла эвакуация столичного завода в наш город. Здесь с нуля было налажено производство самолетов, необходимых для фронта. В 1944-м Литвинов возглавил завод и получил звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Когда была поставлена новая задача, главный организатор выпуска штурмовиков Ил-2 смог перевести завод на изготовление космической техники всего за год.

Потом он руководил Куйбышевским совнархозом. В 1965 году стал заместителем министра общего машиностроения СССР.

- Не аппаратный он был человек, - вспоминал академик Борис Черток про Литвинова. - Ему нужны были цеха, грохот, стоявший там, сварка, сборка... Тут он был в своей стихии, в своей тарелке. Это была его настоящая жизнь и любовь. Когда он рассказывал мне о производственных проблемах, то чувствовалось, что он душу и сердце оставил на заводе.

Имя легендарного директора носят одна из улиц и Дом культуры в Самаре.

Материал по теме

Полная версия