Лебединая песня Королева: почему куйбышевские "царь-ракеты" так и не долетели до Луны

"Лунный проект" генерального конструктора Сергея Королева, который он считал делом всей своей жизни, оказался одним из самых загадочных в истории космонавтики. До сих пор он хранит в себе неразгаданные тайны. Многие задаются вопросом, как бы сложилась судьба главного детища Королева - самой мощной ракеты в мире "Н-1", если бы конструктор не умер в 1966 году. Возможно, ее ждал бы лунный триумф и мировое признание. Но все сложилось иначе, и Королеву не довелось увидеть печальный финал своей межпланетной "одиссеи".

Фото: "Роскосмос"

На виражах "лунной гонки"

В 1960-х годах, после полета Гагарина, страна жила ожиданием новых космических побед. СССР вступил в "лунную гонку". Заокеанский противник, оправившись после первого запуска человека на орбиту, заявил, что в ближайшее время докажет свое превосходство, высадившись на Луне. Власти США запланировали лунную экспедицию на 1968 год. США не жалели на программу "Аполлон" никаких средств. СССР, напротив, экономил на всем. Но несмотря на сжатые сроки и "затягивание поясов", Хрущёв не мог признать поражение.

Сергей Королев прилетал в Куйбышев каждую неделю. Он почти всегда был недоволен. Но его раздражение связано не с работой куйбышевских конструкторов, а с отказом властей выделить средства на проведение полноценных наземных испытаний лунной мега-ракеты "Н-1". Между тем руководство СССР настаивало на том, что советские космонавты должны высадиться на Луне раньше американцев. К слову, заокеанские специалисты называли "Н-1" царь-ракетой по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом. 

Заместитель главного конструктора кузнецовского КБ Владимир Орлов вспоминал:

- Королеву и руководству нашей страны еще в 1962 году были известны сроки и график работ по американской ракете "Сатурн-V”, первый запуск которой был запланирован на конец 1967-го. Несмотря на то, что Сергей Павлович не верил, что это возможно, и прямо сказал, что американцы блефуют, правительством страны было дано указание опередить американцев.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов рассказывал:

- На корабле Л-1 должны были три экипажа облететь Луну. Из трех экипажей должны были выбрать один, состоящий из двух человек, и на корабле Л-3 уже лететь в 1967-1968 году с посадкой на Луну. А корабль Л-3 должен быть доставлен на Луну гигантской ракетой Н-1. Эта ракета полностью создавалась в Куйбышеве.


Фото: этап сборки Н-1 / В.Л. Щербаков "Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО "Кузнецов""

Ракетные двигатели для Н-1 испытывали на стенде в Винтае. Здесь они проходили последнюю ступень подготовки - огневые испытания. По воспоминаниям очевидцев, в районе Винтая небо часто окрашивалось в ярко-красный цвет. Огненные всполохи сопровождались низким гулом, от которого в домах дребезжали стекла.


Программа предполагала проверку каждого двигателя. Всего их будет стоять на ракете 42. Именно такая мощность позволяла вывести сверхмощную ракету на орбиту с грузом 90 тонн, отсеками лунного корабля и запасами топлива. Каждый двигатель в отдельности работал исправно. Но на испытания всех двигателей разом не хватило средств. Первую ступень так и не прожгли.

В 1967 году испытания в Винтае закончились. В это же время были собраны на заводе № 1 первые две лунные ракеты. В Куйбышеве Н-1 собирали, проверяли и разбирали на детали, которые можно было провезти в стандартных железнодорожных вагонах. На Байконуре построили точную копию куйбышевского цеха.


Фото: этап сборки Н-1 / В.Л. Щербаков "Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО "Кузнецов""

Первый запуск ракеты-носителя Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года. На 69 секунде произошло отключение всех 30 двигателей блока "А". Ракета упала в 52 км от стартовой площадки и сгорела. К моменту начала испытаний Н-1 Королева уже не было в живых.

Неудачей закончился и второй пуск "лунной ракеты", который проводился на Байконуре 3 июля 1969 года. На высоте в 200 метров снова отключились двигатели, и ракета упала прямо на пусковой старт вместе с 3 тыс. тонн топлива. Взрыв страшной силы разметал "мечту Королева" и сильно повредил весь стартовый комплекс.

Всего через 18 дней, 21 июля 1969 года, Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин водрузили на Луне государственный флаг США. Готовя лунную экспедицию, американцы не блефовали. Первый этап лунной гонки Москва проиграла. Если бы Н-1 выдержала испытания, возможно, мы бы смогли опередить соперников. Оставалась надежда на реванш, и работы по Н1-Л3 продолжились с удвоенной энергией. После разбора причин аварии комиссия рекомендовала подвергать каждый двигатель 40-секундной огневой проверке.


Фото: первый пуск Н-1, Байконур, 1969 г. / Музей истории РКЦ "Прогресс"

"Байконур-Луна" - полет отменяется

27 июня 1971 года - третий пуск, и снова проблема. После 50 секунд полета ракета потеряла управление - система выдала сигнал на выключение двигателей первой ступени. "Н-1" опять упала на землю. Система автоматики была несовершенной и допустила ошибку. К горечи всех, кто тратил на "царь-ракету" все свои силы, она никак не хотела учиться летать и падала вопреки всем стараниям конструкторов и инженеров. Доработки и модификации тоже не помогали. Оптимисты подбадривали коллег: "Будет летать, научим!"

На ноябрь 1972 года назначат четвертое испытание Н-1. Убедить генсека Леонида Брежнева продолжить "лунную программу" смогли только фантастическим проектом организации советской базы на Луне. У "Н-1" появился еще один шанс успешного запуска. Но и на этом пуске ракета взорвалась. В этот раз двигатели проработали 107 секунд, установив своеобразный рекорд. К этому времени американцы начали сворачивать программу "Аполлон".


Фото: ракета-носитель "Н-1" на стартовой площадке, Байконур, 1970-е гг. / Музей истории РКЦ "Прогресс" 

Разработчики "Н-1" заявят, что учли все ошибки, предусмотрели все внештатные ситуации. Пятый пуск лунной ракеты в августе 1974 года должен был принести долгожданную победу. В ней были настолько уверены, что в качестве нагрузки решили выводить на орбиту не имитатор, а настоящий лунный корабль. Но этому не суждено было сбыться.

В мае 1974 года пост генерального конструктора занял Валентин Глушко. В первый же день на новом посту он назовет "Н-1" ошибкой. В неудачных пусках обвинят Николая Кузнецова, якобы поставившего на ракету недоработанные двигатели. Глушко ждал 15 лет и дождался своего часа. Советская "лунная программа была закрыта, а все работы по "Н-1" прекращены. Николаю Кузнецову рекомендовали заняться авиационными двигателями, и КБ пришлось расформировать.


Фото: "Роскосмос"

Летчик-космонавт Алексей Леонов так рассказывал об этом периоде:

- Для меня это горькие моменты жизни. Мы были готовы. Если бы был жив Сергей Павлович Королев, мы бы 100 % облетели Луну раньше Фрэнка Бормана на полгода.

Но "лунный проект" не просто свернули, лебединую песню Королева отправили под автоген. Две полностью готовые к пускам ракеты уничтожили. Обломки королевской мечты превратились в танцплощадки и беседки. Защитить Н-1 не смог никто.

Специальным постановлением Совета обороны СССР Николаю Кузнецову было предписано готовые и усовершенствованные двигатели НК-33 и НК-43 не везти на Байконур, а уничтожить. Конструктор не выполнил приказ, слишком это была личная история. В итоге уничтожили только технологическое оборудование, а более 150 двигателей Кузнецов спрятал на закрытом полигоне под Куйбышевом, их законсервировали и хранили долгие годы.

Только после перестройки в нашей стране и в США узнали, что двигатели для Н-1 живы. Это было мудрое решение, и Кузнецов не ошибся в своих детищах. Двигателями 20-летней давности тут же заинтересовались американцы. В 1994-1995 годах законсервированные "движки" привезли в Америку и запустили. Американские специалисты были потрясены тем, что они с успехом прошли все испытания. К счастью, Николай Кузнецов это еще застал. Компания Aerojet (США) заключила контракт на долговременное использование ракетных двигателей НК-43 и НК-33 на американских ракетах-носителях.


Фото: двигатели НК-33 на хранении / В.Л. Щербаков "Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО "Кузнецов""

Владимир Орлов, будучи непосредственным участником тех событий, вспоминал:

- Когда в 1992 году представители "Аэроджет" впервые увидели двигатель НК-33, то они были потрясены простотой и рациональностью его компоновки. Вот такой уникальный двигатель мы вынуждены были продавать в США.

История все расставила на свои места. Созданные еще в 1960-х годах кузнецовские "движки" до сих пор остаются лучшими по параметрам и надежности в своем классе тяги. Сегодня они рассматриваются в качестве базовых для новых поколений российских ракет. Например, в 2013 году двигатели НК-33 обеспечили старт российской ракеты "Союз-2-1в".


Сейчас обсуждается вопрос серийного производства "лунных двигателей". Возможно, скоро сбудется, наконец, мечта о полете на другую планету, которая могла воплотиться десятки лет назад.

Фото: "Роскосмос"


При подготовке статьи использованы материалы книг В.Л. Щербаков "Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО "Кузнецов"", М.2012, Сборник очерков "Живая история «Моторостроителя"", Самара, 1999 г.

Материал по теме

Полная версия