Лебединая песня Королева: как в "закрытом городе на Волге" стартовал "лунный проект"
"Лунный проект" генерального конструктора Сергея Королева, который он считал делом всей своей жизни, оказался одним из самых загадочных в истории космонавтики. До сих пор проект вызывает много вопросов и хранит в себе неразгаданные тайны. Только в начале 1990-х годов из рассекреченных планов советского руководства по освоению соседней планеты стало известно, что именно в Куйбышеве, закрытом городе на Волге, как он именовался во всех сводках, создавались ракеты для пилотируемых полетов на Луну.
Почему советские космонавты так и не побывали на соседней планете? Что помешало самой мощной ракете в мире достичь Луны? Что стало причиной того, что куйбышевским конструкторам запретили готовить экспедиции на другие планеты? И как в Куйбышеве, вопреки приказу партии, удалось сохранить лунные двигатели и конструкторскую документацию? Sova.info попыталась найти ответы на эти вопросы.
Лунная пилотируемая программа СССР была развернута после заявления президента США Кеннеди в 1962 году о намерениях до конца десятилетия высадить американских астронавтов на Луну по программе "Аполлон". В Советском Союзе начались работы по созданию мощной ракеты-носителя, способной вывести к Луне пилотируемый космический корабль. Проект получил название "Н-1" ("Носитель-1"). Но история "лунной гонки" началась гораздо раньше.
О полете на другие планеты человечество мечтало давно. В конце 1950-х годов главный ракетный конструктор Сергей Королев заявил, что может сделать эту мечту реальностью.
Руководство СССР рекомендовало ему повременить с фантастическими проектами, ведь тогда космос казался еще недоступным. Легендарная королевская семерка (Р-7 - первая межконтинентальная баллистическая ракета в мире) выполняла задачи обеспечения безопасности страны, но перспективы мирового космического лидерства требовали большего. Но не только это мотивировало на покорение новых высот. Этого ждала вся страна. В 1956-м вместе с Ниной Дорда советские граждане пели песню о Васе, который первым будет на Луне. В этой песне есть такие строчки: "С тобою хорошо при лунном свете мечтать о недалеком ясном дне, когда начнутся путешествия в ракете, то самым первым будет на Луне мой Вася! Он первым будет даже на Луне!". Но политические амбиции вселенского масштаба все же были в приоритете.
Фото: "Роскосмос"
Первооткрыватели Луны
В сентябре 1959-го первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев приехал в Америку. В страну-соперницу его доставил новый правительственный самолет, оснащенный мощнейшими двигателями, созданными советским конструктором Николаем Кузнецовым. Приехал Хрущёв за океан не с пустыми руками. Накануне информационные агентства мира объявили о достижении Луны советским космическим аппаратом. Гений конструктора Сергея Королева доказал космическое превосходство СССР. Ракету-носитель Р-7, обеспечившую первый лунный триумф, собирали на куйбышевском заводе № 1, которым руководил Виктор Литвинов. В будущем именно Королев, Николай Кузнецов и Виктор Литвинов станут главными героями "лунного проекта".
В 1959 году состоялись три успешных запуска к Луне ракеты-носителя "Восток-Л", или "Луна" (модификация легендарной королёвской "семерки"). Руководил программой исследований Луны Сергей Королев. Благодаря ему наша страна стала "первооткрывателем" естественного спутника.
В первый запуск, в январе, автоматическая межпланетная станция "Луна-1", пройдя на расстоянии в 6 тыс. км от Луны, вышла на гелиоцентрическую орбиту и превратилась в искусственную планету.
Во второй запуск, в сентябре 1959 года, первая за всю историю исследовательская станция "Луна-2" достигла поверхности спутника Земли. Ей удалось собрать ценную информацию. Например, стало известно о том, что Луна практически не имеет собственного магнитного поля и радиационного пояса. На борту "Луны-2" были помещены три символических вымпела. Это были полые шары с надписями "СССР" и "СССР. Сентябрь 1959". При столкновении станции с Луной металлические вымпелы разлетелись по ее поверхности.
На борту межпланетной станции "Луна-3" находилась фотоаппаратура. 7 октября станция прошла над оборотной стороной Луны на расстоянии около 65 тыс. км и впервые в истории сделала фотоснимки естественного спутника.
Фото: АМС "Луна-1" / "Роскосмос"
В Куйбышеве о запуске первого искусственного спутника, о доставке на Луну советского вымпела, о том, что советская станция передала первые фотографии лунной поверхности, узнают из сообщений ТАСС. Эти события приблизили осуществление главной мечты Сергея Королева. Через два года он представит второе доказательство жизнеспособности своей идеи с удачным запуском на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина. Именно после этого успешного полета фантастическому "лунному проекту" Королева руководство страны дало, наконец, зеленый свет. В истории советской лунной ракеты куйбышевские конструкторы и инженеры сыграют одну из главных ролей. Почему именно они? Этому есть объяснение.
Юрий Гагарин и Сергей Королев в Евпатории, 1966 год, фото И. Снегирева / "Роскосмос"
Немцы в Куйбышеве
В конце 1940-х - начале 1950-х годов немецкие специалисты, привезенные из Германии в СССР для передачи опыта молодым советским конструкторам, будут помогать куйбышевским коллегам создавать завод авиационных двигателей в поселке Управленческом под Куйбышевом.
Здесь, в городе на Волге, все наработки фашисткой Германии должны были реализоваться в новом, самом крупном в Советском Союзе, производстве авиационных двигателей.
В Куйбышеве на закрытом заводе № 145, эвакуированном в годы войны, изучаются немецкие авиадвигатели. Уже в 1947 году в поселке Управленческом немецкие специалисты вместе с нашими инженерами приступили к сборке первого в мире турбореактивного двигателя. Руководил производством молодой инженер Николай Кузнецов. С Сергеем Королевым они знакомы, но до решающей встречи по "лунному проекту" еще десять лет.
Немцы пробудут в Управленческом до начала 1950-х годов, до того момента, когда построенный ими завод приступит к выполнению важного правительственного задания - разработке двигателя для нового бомбардировщика Туполева, аналогов которому не было в мире. Модификация этого самого двигателя будет стоять на самолете, на котором Хрущев прилетел в Америку в сентябре 1959 года.
Большинство иностранцев уедет из Куйбышева в ноябре 1953-го. В 1956 году выйдет последнее постановление министров СССР о репатриации немецких граждан. В этом же году Сергей Королев впервые заговорит о проекте межпланетного корабля. На свою фантастическую ракету он поставит именно куйбышевские двигатели.
Фото: генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей Николай Кузнецов / "Роскосмос"
Ставка на Кузнецова
Летом 1958 года Сергей Королев, скрываясь под фамилией Сергеев, приехал в Куйбышев. Его главной задачей было уговорить ведущего на тот момент конструктора авиационных двигателей Николая Кузнецова работать над созданием лунной ракеты. Кузнецов никакого отношения не имел к ракетной технике, но его увлекали невыполнимые задачи, поэтому он согласился.
Надо сказать, что негласная монополия на разработку ракетных двигателей принадлежала в то время конструктору Валентину Глушко. Его двигатели стояли на всех королевских ракетах. Однако лунный проект стал исключением. Два конструктора разошлись во мнении, какое топливо использовать для ракет: Глушко настаивал на гептиле. Королев предлагал топливо на кислороде и керосине. Они так и не смогли договориться, поэтому создание невиданных по мощности ракетных "движков" Королев доверил конструкторскому бюро Николая Кузнецова.
Макет нового лунного двигателя был готов через пять месяцев. Постановлением ЦК КПСС было утверждено создание ракеты на топливе керосин-кислород с перспективой перехода на водород. Глушко проиграл, и этого проигрыша он Кузнецову так и не простил.
Фото: основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения Валентин Глушко / "Роскосмос"
"Николай I" куйбышевской сборки
Воплощать этот проект Королева, как и многие другие, предстоит Виктору Литвинову. Именно он во время Великой Отечественной войны наладил в Куйбышеве серийный выпуск штурмовиков Ил-2. Он с 1944 года возглавлял Государственный авиационный завод № 1, позднее переименованный в завод "Прогресс". Под его руководством шло производство ракет Р-7 и ракет-носителей "Восток". С 1965 года Литвинов является заместителем министра общего машиностроения и курирует производство ракеты-носителя Н-1.
Во всех документах лунная ракета будет проходить под кодом Н-1 (Носитель-1). Королев свое детище именует не иначе как Николай I. Основной сборочной площадкой станет куйбышевский завод "Прогресс". Здесь будут изготавливать и собирать баки для горючего и окислителя, первую и вторую ступени ракеты, разгонный блок "Г". Куйбышевские специалисты собирали ракету целиком на Байконурском филиале завода "Прогресс", куда ее доставляли по частям в железнодорожных вагонах.
Комплектующие для ракеты поступают в Куйбышев со всей страны. Заказы получили все оборонные предприятия города. Куйбышевский авиационный завод занимался изготовлением и сборкой третьей ступени и изготовлением корпусных частей отсеков всех ступеней ракеты. Сборка и отдельные испытания бортовых систем ступеней ракеты тоже проводились в цехах этих предприятий. Главным разработчиком двигателей для блока "Г" назначили куйбышевское ОКБ-276 Николая Кузнецова. Двигатели изготавливали на мотостроительном заводе имени Фрунзе.
В Куйбышеве на заводе "Прогресс" создается гигантский сборочный цех. Ни один завод в СССР никогда не собирал технику таких размеров. Масштабы поставленной задачи были грандиозны и потрясали воображение: взлетная масса комплекса превышала 2 700 тонн, а максимальная длина ракеты была 105,3 м, то есть она была выше Исаакиевского собора на четыре метра.
Фото: этап сборки Н-1 / В.Л. Щербаков "Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО "Кузнецов"
Фото: Н-1 на техническом комплексе. Байконур, 1969 г. / Музей истории РКЦ "Прогресс"
Первая ступень ракеты оснащалась 30-ю двигателями НК-15, вторая — 8-ю НК-15В, а третья ступень - четырьмя "движками" НК-19. Позже, в 1968 году, в ОКБ Кузнецова разработают модификации этих двигателей - НК-33, НК-31, НК-39, НК-43.
Как вспоминал заместитель главного конструктора кузнецовского КБ Владимир Орлов, прорабатывали двигатели в трех вариантах: с тягой 150, 250 и 600 тонн:
- Это было предложение Николая Дмитриевича, поддержанное Сергеем Павловичем, который несколько раз в процессе проработки этих проектов прилетал к нам и подробно их рассматривал. Королев выбрал размерность 150 тонн, по его плану двигатель нужно было создать к 1965 году, а в 1967-м уже провести первый запуск комплекса Н-1.
По словам Владимира Николаевича, работа по лунной программе получила в 1960-е годы статус своеобразной национальной идеи. "Верхние люди" все время подчеркивали, что коллективу оказана высокая честь. Заниматься национальной задачей № 1 - созданием двигателей для ракетного комплекса лунной программы:
- Сергей Павлович Королев подчеркивал эту особенность нашей работы во время каждого визита в Куйбышев и настойчиво требовал увеличить темп работ, который и так был сумасшедшим: весь коллектив ОКБ-2 и связанные с ним производства в течение многих лет работали по 12-14 часов в сутки. Всем хотелось показать и доказать, что мы сделали правильный выбор, впервые в мире создавая такой двигатель. Ведь скептиков и в нашем окружении, и среди сотрудников других ОКБ и НИИ было более чем достаточно.
Потом именно скептики стали одной из главных причин закрытия лунной программы и прекращения работ по мощным уникальным двигателям. Как сложилась судьба лунной ракеты, которая родилась в закрытом городе на Волге, читайте в нашем следующем материале.
При подготовке статьи использованы материалы книги В.Л. Щербакова "Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО "Кузнецов", Москва, 2012 г. и Сборника очерков "Живая история "Моторостроителя"" Самара, 1999 г.
Фото: "Роскосмос"