Краски жигулевской осени: в Самаре открылась выставка Дмитрия Мантрова "Дорогами художника"

Открытие экспозиции (0+) прошло 15 октября в Историческом парке "Россия - моя история". На выставке представлены работы, созданные за последнее время председателем Самарского регионального отделения Союза художников России, членом международной ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО Дмитрием Мантровым.

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Эти пленэрные этюды и картины художник написал, путешествуя по разным уголкам Земли и запечатлевая свои переживания на холсте.

- Работа на пленэре - любимая часть моего творчества, - говорит художник. - Хочется отразить красоту окружающего мира не просто через его созерцание, но и через сопереживание ему.

Многие работы Мантрова созданы в жигулевских местах - в Винновке, Ширяево, возле Молодецкого кургана. На нескольких полотнах вспыхивает ярким розово-фиолетовым цветом иван-чай. На большинстве картин и этюдов жигулевского цикла играют во всем их разнообразии яркие краски сентября и октября. Одна из работ так и названа - "Осенние всполохи".
- Хочется передать изобилие цвета нашей золотой жигулевской осени, которое возникает благодаря разнообразию растений, - говорит художник. - Это фантастика. Такого больше нет нигде. Иногда кажется, что осенний жигулевский лес светится сам по себе.

Символично поэтическое название одной из работ, написанной в Ширяево, - "Октябрь. Жигули. На душе - тепло".

Кстати, именно в этом селе проходят ежегодные пленэры, в организацию которых Мантров вложил немало сил. Последний закончился за неделю до открытия выставки. В Ширяево приехали талантливые художники не только со всей России, но и из Беларуси. Этюды писали с нескольких точек, откуда открывается потрясающий вид на окрестные горы и волжские просторы.

Часть представленных работ Мантров написал в ходе недавней поездки на север России - на Белое море, Соловецкие острова, в карельское село Колемжу, заросшее иван-чаем. На картинах и этюдах северного цикла краски более приглушенные, сдержанные, чем на жигулевских пейзажах.

Художник мастерски передал цвета северного сияния над горизонтом, когда желтовато-оранжевое переходит в сиреневое, фиолетовое и серое.
Дух русской старины чувствуется в соловецких пейзажах, где купола древних храмов, монастырские стены и башни соседствуют на одном полотне с деревянными весельными лодками и видами первозданной северной природы.

- Нас, художников, поразила мощь этого монастыря, сила духа тех людей, которые воздвигли его, - говорит Мантров. - Эти стены не смогла пробить английская эскадра, они устояли и в годы русского лихолетья. Монастырь окружен такой фантастической природной красотой, что за несколько дней пребывания там мы, наверное, смогли передать только частичку ее. Надеюсь, что вернемся на Соловки на более длительное время.

Художник легок на подъем. На нынешней выставке он предлагает нам полюбоваться достопримечательностями Индии, крымского Херсонеса и Сергиева Посада, увидеть старый замок в Нидерландах, монастырь в подмосковном городе Хотьково и красоты Бузулукского бора в Оренбургской области, постоять на берегу Ла Манша и реки Чусовой на среднем Урале. Несколько работ создано в Висимском заповеднике.

- На одной из гор там оборудована смотровая площадка, - говорит художник. - Но до нас там бывали только орнитологи, обычных людей не допускали. Ощущение от этого пленэра осталось необычное. Работаем, а рядом то орел сядет, то куропатки появятся. Нас инструктировали, например, что нужно делать при встрече с медведем.

Часть произведений написана в Чечне, где недавно проходил всероссийский пленэр. Художники там работали возле красивого горного озера Кезеной-Ам.

В день открытия экспозиции Мантров провел авторскую экскурсию по ней. Кроме того, экскурсия пройдет и 1 ноября, накануне закрытия выставки.

Вход на нее свободный.

Материал по теме

Полная версия