Командировка на всю жизнь: как работает байконурский филиал РКЦ "Прогресс"
Сверхтяжелую лунную ракету Н-1, "Энергию", которая вместе с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран" могла бы наладить регулярные маршруты "Земля - космос - Земля", собирали и испытывали еще в прошлом веке в Байконурском филиале РКЦ "Прогресс". На годы, а порой почти на всю жизнь затягивались командировки приехавших в Казахстан специалистов - перед ними вставали новые и новые задачи. Там выросли династии, которые поныне занимаются запусками ракет и подготовкой спутников, произведенных в самарском ракетно-космическом центре.
Начинали с Луны
Байконурский филиал самарского РКЦ - это "Прогресс" в миниатюре.
- Плоть от плоти, - говорит руководитель филиала Алексей Гуляев и показывает огромные пролеты с высоченными потолками. - Этот комплекс зданий построили еще в 60-е годы прошлого века для лунной ракеты Н-1. Здесь готовили ее основные части, было полноценное сборочное производство.
Над созданием уникального изделия трудились тысячи рабочих, инженеров, конструкторов. Люди были настолько увлечены, что не жалели себя, работали в удлиненных сменах и без выходных. Cостоялоcь четыре пуска лунника, но все они закончились неудачей. В 1974 году грандиозный проект закрыли. Это стало большим разочарованием для тех, кто отдал лучшие годы своей жизни работе над Н-1. Собранные изделия и агрегаты ракеты разобрали и утилизировали. Люди рассредоточились по другим предприятиям.
- После двухлетнего перерыва "Прогрессу" отвели главную роль в производстве универсального носителя сверхтяжелого класса "Энергия". Комплекс на Байконуре реконструировали, и вновь закипела работа, - продолжает Гуляев.
Многие вернулись, в длительные командировки стали приезжать новые специалисты. Работа над "Энергией" продолжалась более 10 лет. Одновременно улучшали инфраструктуру города Ленинска (ныне - Байконур): возводили новые дома, детские сады, магазины. Многие командированные стали жить в служебных квартирах, а не в общежитиях.
Заряженные работой
То время прекрасно помнит нынешний заместитель главного инженера филиала Ольга Евенко. В 1981 году, после окончания Томского института систем управления и радиоэлектроники, она пришла на "Прогресс".
"Ваша работа будет связана с командировками в Казахстан, не возражаете?" - спросили ее в отделе кадров.
Она только переспросила: "В какой Казахстан?" На что получила ответ: "В центральный". Согласилась, так как не была обременена семьей и рвалась к новому и неизвестному. Только потом она узнала, что речь шла о космодроме Байконур. Молодой специалист и не подозревала, что командировка затянется на всю жизнь.
После стажировки Ольга приступила к работе. Со временем познакомилась с будущим мужем, выпускником Куйбышевского авиационного института Андреем Шумилиным, ныне заместителем начальника комплекса подготовки космических аппаратов и ракет-носителей. Два года молодые люди ходили по одному и тому же коридору, пока не обратили друг на друга внимание. Отец и мама Андрея тоже работали на "Прогрессе". Став его супругой, Ольга влилась в династию, продолжением которой впоследствии стал их сын Сергей.
- Годы работы над "Энергией" были напряженными, но все их вспоминают с восторгом. Как мы ждали пусков! - вспоминает она. - Первый состоялся в 1987-м, второй - в 1988-м, уже с орбитальным кораблем "Буран". Этот суперпроект ХХ века должен был стать новой эрой в космонавтике, но в силу стечения множества обстоятельств работы над ним прекратили.
Люди вновь стали уезжать, город забросили - зачастую не было света, тепла. Те, кто в цехах поддерживал работоспособность блоков ракеты, готовили себе пищу по очереди на трех примусах "Турист", а дома еду и чай детям разогревали с помощью спиртовых таблеток.
Многие специалисты эти трудности вынесли и впоследствии продолжили работу уже над носителями "Союз" и "Союз-2".
Долгий путь прошли Валерий Булатов, Станислав Панкратов, Владимир Калашников, Юрий Исаев, Вячеслав Швецов, Виталий Пильдес и многие другие. Трудовую деятельность они закончили в силу возраста, сдали свои служебные квартиры в Байконуре и вернулись в Самару. Три года назад к ним присоединился бывший начальник комплекса Вячеслав Кононенко. Его "командировка" на космодром продлилась полвека. После 39 лет работы переехал Владимир Сердюк, возглавлявший филиал ранее. А буквально месяц назад - Геннадий Демидов, начавший свой путь с Н-1 и остававшийся в строю вплоть до сентябрьского пуска этого года.
Практически каждый из них - член и поныне действующей "прогрессовской" династии.
Проверка связи
Не исключение и нынешний директор филиала - заместитель генерального директора РКЦ "Прогресс". Гуляев - ракетостроитель в третьем поколении. По окончании аэрокосмического университета он не планировал идти на завод, но жизнь привела его сначала в сборочное производство в Самаре, потом на космодром Восточный, потом на Байконур. Сперва на должность главного инженера, и вот уже год он руководитель предприятия.
- Я человек суровый, - дает самохарактеристику Гуляев. - Если кто-то не справляется с работой, поменяю его.
Впрочем, директор коллективом дорожит и кадровые перестановки делает аккуратно.
- У нас есть крепкие профессионалы, есть преемственность поколений, хорошо развито наставничество. Не растерять бы это. Сейчас приходит поколение Z, а космическая техника требует особого отношения. К тому же после 90-х годов прошлого века появился разрыв поколений. Это когда старшему из "молодых" 29 лет, а самому молодому из "стариков" - 59, - поясняет Гуляев. - С благодарностью отношусь к ветеранам, но даже их обязал учиться компьютерной грамотности - надо переводить в цифру рабочие процессы, документооборот. Предстоит решить немало вопросов в административно-хозяйственной части, снабжении и многом другом.
Он показывает место хранения блоков "Союза-2".
- Раньше ракеты-носители собирали здесь и вывозили на знаменитый Гагаринский старт. Теперь все перенесено на 31-ю площадку, что в 40 минутах езды отсюда, - продолжает он. - Но мы надеемся, что наш перспективный носитель "Союз-5" обоснуется тут.
Показал Гуляев и чистовую камеру, где испытывают спутники, изготовленные в самарском ракетном центре. В ближайшее время предстоит работа с космическим аппаратом "Ресурс-П".
Молодой руководитель говорит, что полюбил город Байконур и быстро привык к новому графику работы: из дома уезжает в 7 часов, возвращается в 19. Его ждут супруга и трое детей - две дочери и сын, которого назвали в честь легендарного Сергея Королева. Видно, что Гуляев полон планов и надежд. Скорее всего, с таким же воодушевлением много лет назад работали над сверхтяжелыми ракетами.
Ну а ветераны, вернувшиеся из длительных командировок, скучают по работе и по небу Байконура. Ночью на нем огромные яркие звезды, до которых, кажется, можно дотянуться рукой. А днем небо практически всегда голубое, ведь там более 300 солнечных дней в году.