Как станцевать детектив: в Самаре прошли два вечера актуальной хореографии
В Самаре прошли показы IV фестиваля своевременного танца "Круг лиц" (12+). К нам нечасто привозят работы в этом жанре. А столько танцевальных компаний сразу сейчас можно увидеть, пожалуй, только на одном фестивале.
Наука в пластике
Дебютный "Круг лиц" прошел в Самаре в 2021 году. Площадкой стал Дом культуры "Металлург". Затем фестиваль перебрался в культурно-развлекательный центр "Звезда", где можно разместить сложную сценографию. Например, в 2023-м для спектакля "Это всего лишь вещи" хореографа Александра Могилева (танцевальная компания "Это") привозили 200 килограммов реквизита.
Фестиваль-2024 получил поддержку на конкурсе губернских грантов в сфере культуры и искусства, поэтому программу расширили до двух дней. Приехали спектакли из Екатеринбурга, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
Казанский театр танца "Дорога из города" привез "Не будите спящую собаку" (хореограф Ольга Лабовкина) по пьесе Джона Пристли, известной широкому зрителю по одноименному фильму (12+). Литературный материал интересен постановщице тем, что это герметичный детектив: герои не выходят из комнаты и постепенно начинают рассказывать друг другу правду. Танец Лабовкиной держит в напряжении не меньше, чем сюжет пьесы. При этом спектакль действительно рассказывает историю с помощью стульев, стола, английского бульдога и шести танцовщиков, изображающих своими телами разные коммуникативные ситуации.
Еще одна показанная на фестивале работа поставлена даже не по литературному, а по научному материалу. Титулованный танцовщик и хореограф Илья Манылов сделал моноспектакль "Ваня улетел, а может, растаял" по культовой для любого гуманитария книге - "Морфологии волшебной сказки" (16+) Владимира Проппа. Приключения Иванушки-дурачка легко считываются из этого танца. Герой Манылова находится в непрерывном движении - все время куда-то бежит, выпутывается из своих рук, как из чего-то сковывающего, танцует с кем-то в паре, разговаривает с птицей, дерется, осторожно идет, держась за воображаемую веревку, и так далее. В финале спектакля свою майку с надписью "Ваня" герой отдает кому-то в зале. В Самаре она досталась местному хореографу Павлу Самохвалову.
Яркую во всех смыслах миниатюру под названием "Пискля" показал дуэт Ксаны Ковалевой и Дарьи Пластун из Санкт-Петербурга. В техничном танце два персонажа все время меняли расстановку сил в паре, то дрались, то проявляли нежность и становились, как гласит синопсис, одним существом - Писклей, "а кто это и какое оно, каждый решит для себя и по-своему".
Хозяева фестиваля, танцевальная компания "Река", показали две новые работы, а если считать дуэт Андрея Разживина с хореографом из Санкт-Петербурга Татьяной Тарабановой, то и все три. Талант Разживина ставить ироничную хореографию в полной мере проявился в спектакле "ВоИмяМуз", где танцовщицы представляли античных богинь, оказавшихся в современных реалиях, а хореограф танцевал то за Зевса-громовержца, то за измученного художника в поисках вдохновения. Работа "Лотерея ответственности" уже без всякой иронии была посвящена проблеме выбора. Те же танцовщицы, уже в офисных пиджаках и рубашках, вращали круглый стол, кажется, отсылающий к колесу фортуны, так что героини воспринимались продолжением древнегреческих персонажей из другого спектакля. Дуэт Разживина и Тарабановой динамично и задорно представил "историю встречных коммуникаций длиной в девять лет" в "крайне-последней серии танц-сериала "Говорите правильно по…".
Еще одним гостем фестиваля стала танцевальная компания "Окоем" (Екатеринбург) со спектаклем Александра Гурвича "Я люблю. Не тебя", посвященным непрочности связей между людьми.
Нужен пятый
Фестиваль призван открывать российский современный танец, говорят организаторы Андрей и Елена Разживины. За четыре года они привезли в Самару танцевальные компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Казани, Нижнего Новгорода, Пензы, Ростова-на-Дону, Тольятти.
На закрытии организаторы вспомнили, как в 2008-м, еще в составе театра SoulDance, вдохновились поездкой на фестиваль FreeDance с международным составом участников.
- Мы тогда увидели спектакли из Польши, Франции, Японии, так много всего, - рассказал Разживин. - Тот пласт современного танца, который даже не могли себе представить. Стремление делиться вдохновением и открывать зрителю и себе российский современный танец, который мы сами видим на разных фестивалях, желание ежегодно собирать этот пазл из прекрасных работ - то, из чего растет наш фестиваль.
Хореограф считает, что два дня - оптимальная продолжительность фестиваля. На уик-энд, для участия в мастер-классах и на вечера современной хореографии, приезжают из других городов. На этот раз, например, детские коллективы из Бугуруслана, Оренбурга и Ижевска. Благодаря информационной поддержке и сарафанному радио фестиваль с каждым годом собирает все больше зрителей.
- Радует, что публика дает обратную связь, и мы сразу верим, что пятый фестиваль нужен, что он случится и будет своевременным, - заключил Разживин.