Как слово наше отзовется: в Самаре прошла творческая лаборатория на тему "Чтение - это искусство?"

11 октября в Центральной городской библиотеке имени Н. К. Крупской состоялась встреча (16+) читателей и российских авторов, лауреатов литературных премий последних лет. Здесь прошел круглый стол с участием самарских читателей, ставших исследователями новейшей русской словесности.

Фото: Анна Коротченкова

В ходе беседы писатели рассуждали о том, какую роль играют читатели в литературном деле.

- Чтение - это соавторство, - такое мнение высказал один из гостей, московский поэт, прозаик и эссеист, лауреат международной премии "Звездный билет" имени Аксенова и премии "Лицей" имени Пушкина Василий Нацентов.

При этом, по мнению этого писателя, существуют разные уровни восприятия литературного произведения.

- У меня любимая книга - "Анна Каренина" (16+) Толстого, - сказал он. - Я ее перечитываю каждый год. И как-то подумал о том, что в разное время читатели воспринимали эту книгу совершенно по-разному. Важен ее исторический контекст. Ведь отношение в обществе к институту брака и развода после написания романа не раз менялось. Еще сложнее учитывать исторический контекст при чтении Гомера или Данте. Но, перечитывая, скажем, список кораблей в "Илиаде" (16+), я слышу какую-то таинственную музыку. Я воспринимаю это произведение поэтически. И мне не обязательно понимать, что в этой музыке современники Гомера видели какие-то символы. За прошедшие века эти смыслы стерлись. Писатель отражает ритмы своего времени. Контексты литературных произведений меняются довольно быстро, поэтому настоящий читатель - еще немного и историк.

Еще один лауреат премии "Лицей", принявший участие в дискуссии, - прозаик и старший следователь МВД Сергей Кубрин. Его определение литературного труда схоже с блоковским:

- В какой-то момент автор слышит гул, звук, и он чувствует, что не может не писать. И даже если бы он остался один, без читателей, все равно продолжил бы заниматься текстом. Писатель всегда разговаривает с вечностью. Но при этом читатель в литературном деле значит, может быть, больше автора. Имея собственный жизненный опыт, он допереживает, досоздает то, что написал прозаик или поэт.

В разговоре принял участие Евгений Кремчуков из Чебоксар, дважды финалист национальной литературной премии "Большая книга", автор романов "Волшебный хор" (16+) и "Фаюм" (16+). Свое выступление он назвал так: "О призвании читателя".

- Мне бы хотелось, чтобы читатель, следуя за мной, шел на огонек, а не в бездну, - сказал он. - Если написанное тобой нашло отклик в других человеческих сердцах, это большая поддержка. Словно тебе подставили плечо в трудную минуту. Литература соучастия, сопереживания - это когда читатель обживает мир произведения, включается в него. Когда сюжет романа, повести или рассказа становится и его личной историей. Возможность счастливой встречи писателя и читателя - это большое чудо. Но, как любое чудо, его невозможно гарантировать или спрогнозировать.

По мнению Кремчукова, настоящее чтение, которое что-то может дать душе, - медленное:

- Быстрое чтение похоже на автобусные экскурсионные туры. Ты что-то повидал, сфотографировал, но сути окружающей жизни не понял. Философ Мамардашвили писал: "То, что не западает нам в душу, не является для нас литературой… Если мы не узнали себя в том, что мы читали, то оно для нас пусто…"

Самарские читатели поделились впечатлениями от знакомства с произведениями приглашенных авторов и побеседовали с ними об их творчестве.

Материал по теме

Полная версия