К столетию гастролей Дункан в Самаре представили хореографический спектакль
19 июня на экспериментальной сцене театра драмы показали хореографический спектакль "БезДна" (16+) театра танца "Скрим", приуроченный к юбилею гастролей в Самаре выдающейся танцовщицы-новатора Айседоры Дункан.
Балет с ног встал на руки
Летом 1924 года Айседора Дункан вместе с пианистом Марком Мейчиком отправилась в большой гастрольный тур. Поездка для артистов оказалась не самой удачной. Задерживался театральный реквизит. Как и в этом году, июнь выдался знойным. "Это путешествие - Голгофа! Жара ужасная, почти смерть", - писала Дункан из Самары своей приемной дочери Ирме.
Несмотря на все неудобства и технические накладки, 19 июня 1924-го самарцы увидели выступление великой танцовщицы на сцене городского театра (сейчас театр драмы). Через три дня в нашей газете "Волжская коммуна" (12+) (тогда она называлась "Коммуна") вышла рецензия известного театрального критика Александра Смирнова (Треплева).
"Самарская публика увидела всемирную (действительно) знаменитость и ознакомилась с "дунканизмом", последним (лет 20 тому назад) словом в области пластического искусства, - писал он. - Это новое течение в своей сфере положительно "завоевало мир" и перевернуло все традиционные понятия о танце. Сущность этой революции, судя по выступлению самой Айседоры, грубо может быть формулирована так: в классическом балете "танцевали", по преимуществу, ноги, а в танцах Дункан главная роль принадлежит рукам. Балет с ног встал на руки... в этой эволюции танца, совершающейся на наших глазах, есть своя логика и знамения времени.
Танцы Дункан - чистая пластика, но пронизанная мыслью и чувством. В тех образах, которые мы видели, Дункан не показала всю себя. Дункан дает бесконечный ряд чудесных статуй, то и дело напоминающих античные изваяния. Но эта бесподобная статуарность, вдобавок - живая, этот мрамор теплый, ожившая Галатея. С внешней стороны - скульптурная, и потому воскрешающая древнегреческое искусство, с другой стороны, Айседора Дункан по музыкальной углубленности своей пластики, по насыщенности ее внутренними переживаниями - глубоко романтична, преисполнена той тоски по недостижимому идеалу, который томил немецких романтиков (Новалис и др.) первой половины прошлого века. Поэтому же Дункан так хорошо передает лирику Шопена и мистического Скрябина".
Бездна человеческого подсознания
В программу "ЗИМфест. Наследие модернизма", который продлится до конца сентября, входят мероприятия, посвященные гениям места - выдающимся деятелям культуры и искусства, жившим, работавшим или приезжавшим в наш город. Например, 25 апреля в Самарском государственном институте культуры прошел музыкальный вечер, приуроченный к годовщине несостоявшегося концерта композитора-модерниста Александра Скрябина. В 1915 году в этот день он должен был выступать в зале Общественного собрания, но гастроли не состоялись из-за внезапной кончины музыканта. На памятном вечере его произведения исполнили пианисты Николай Фефилов и Александр Загадкин, музыковед Инга Майорова рассказала о жизни и творчестве мастера.
19 июня, спустя 100 лет после выступления в Самаре Айседоры Дункан, в том же театре показали хореографический спектакль "БезДна" театра танца "Скрим" в постановке основателя и художественного руководителя коллектива Эльвиры Первовой. С идеей отметить юбилей гастролей великой танцовщицы выступил куратор фестиваля, редактор отдела "Культура" газеты "Волжская коммуна" Армен Арутюнов.
Танцовщицы "Скрима" Софья Коковихина, Анастасия Мошонкина, Анастасия Тихомирова, Екатерина Ложечникова, Карина Мухамедьярова и Анастасия Ермилова погрузили зрителей в мир современного танца. Дункан - одна из основательниц свободного танца, принципы которого частично легли в основу танца модерн, джазового танца и контемпорари, в котором работает труппа "Скрима".
Спектакль "БезДна" - премьерный, его выпустили в конце мая. Он о внутреннем мире человека. Постановщики провели параллель между человеческим подсознанием и бесконечным пространством, в котором живут воспоминания, желания, ограничения.
- Все они напоминают жителей города, которого нет в реальности, жителей нашего ума, устанавливающих свои правила, создающих свои законы, - пояснила идею спектакля Первова.