Изразцы самарских особняков: в чем их уникальность

В областном центре прошла встреча с петербургским исследователем истории архитектуры Андреем Роденковым. Разговор проходил 11 октября в Детской картинной галерее – бывшем особняке Клодта. Именно в этом здании находится один из красивейших самарских каминов, а также украшенные изразцами печи конца позапрошлого века. Они и другие подобные объекты культурного наследия, сохранившиеся в области, и стали предметом разговора.

Фото: Андрей Савельев

Фото: Андрей Савельев

Фото: Андрей Савельев

Камин из графской усадьбы

Андрей Роденков – научный редактор журнала "Архитектурная керамика мира", автор более семидесяти статей и книг. На встрече с самарцами исследователь рассказал о самых интересных образцах каминов и печей – как в эстетическом отношении, так и с точки зрения истории архитектурной керамики.

Большую часть тех объектов, о которых шел разговор на встрече, Андрею Роденкову удалось вывить с помощью самарских краеведов – Армена Арутюнова и Павла Попова.

- Самара отличается большим разнообразием сохранившихся изразцовых печей, - отметил исследователь.

Часть своего выступления он посвятил каменным и печным изразцам особняка Клодта. Они были изготовлены на рижском заводе "Цельм и Бем", продукция которого славилась по всей Европе. Известен автор проекта терракотовой печи в особняке – немецкий художник, скульптор и дизайнер Пауль Обст. В свое время он занимался проектированием печей для заводов в Германии.

Образец старинной керамики на печи сохранился в жилом доме на Молодогвардейской, 144. Автор проекта – тот же Пауль Обст.

- Эта работа удивительная, - считает исследователь. - Глазурь - с нежными голубыми и розовыми оттенками.

Производитель был известен по всей России - изразцово-майоликовый завод Бронислава Лисовского в Витебске. Он был одним из крупнейших в империи производителей печной керамики. Осталось немало от созданного на этом предприятии. Но такого уровня работу я увидел впервые.

Еще одним "героем" выступления Андрея Роденкова стал хранящийся в Сызранском краеведческом музее изразцовый камин из бывшей усадьбы графа Орлова-Давыдова в Усолье. Это самый ранний из подобных образцов. Он отличается своими художественными достоинствами. Благодаря старым фотографиям удалось выяснить, что изразцы, украшавшие камин в танцевальном зале усадьбы, были изготовлены в 1860-е годы.

- На одной из фотографий, - рассказал Роденков, - мне удалось разглядеть клеймо "ЗБЛ". Это означает, что изразцы были созданы на петербургском заводе братьев Лядовых.

В середине позапрошлого века это предприятие было весьма успешным. Самая известная работа, выполненная здесь, – печи для Романовского Дворца в Москве. Сейчас любители истории знают его как музей "Палаты бояр Романовых".

А вот по чьим эскизам были созданы изразцы для камина в Усолье, до сих пор остается тайной.

Уникальные образцы

Любопытные истории связаны с изразцами на печах в особняке фон Вакано на улице Шостаковича, 3 (их изготовили на московском заводе Алексея Гусарева), в городской усадьбе Савицкого – Курлиной на улице Куйбышева, 124 (изразцы для него сделали в столичном Товариществе Матвея Кузнецова).

Из самых редких образцов этого искусства можно назвать каминные изразцы, что сохранилась в особняке купца Сурошникова на улице Пионерской, 22.

- Увидев эти два камина впервые, я просто ахнул. Это продукция знаменитой английской компании "Роял Дултон", - сообщил исследователь. - Не исключено, что это единственный подобный образец в России. По крайней мере, мне нигде в нашей стране таких больше не встречалось.

Еще она уникальная работа, произведенная на знаменитой германской Мейсенской печной и фарфоровой мануфактуре, находится в жилом доме на улице Куйбышева, 69.

- Это редчайший образец, созданный в последнее десятилетие девятнадцатого века, - считает исследователь. - В России есть лишь одна подобная работа, она находится в Туле.

В Самаре производством изразцов занимался Эрнест Баар, который владел заводом в Колесниковом овраге (это район современного поселка имени Шмидта). Некоторые исследователи полагают, что печная и каминная керамика этого мастера не сохранилась. Однако Андрей Роденков считает, что изразцы для печи в особняке Неронова – Шихобалова на пересечении нынешних улиц Пионерской и Алексея Толстого вполне могли быть созданы на заводе Баара. Но пока нельзя утверждать это со стопроцентной уверенностью.

Дорогие камины с изразцами и печи с богатой плиткой и керамическими вставками создавали атмосферу уюта и свидетельствовали раньше о высоком статусе хозяина дома. Как полагает петербургский исследователь, у нас в Самаре сохранились уникальные образцы этого искусства, достойные бережного к ним отношения и изучения.

Материал по теме

Полная версия