"Ирония судьбы" тут не случится: врио главы УГООКН рассказал о достоинствах Безымянки
83 года назад, в начале февраля 1941-го, было подписано постановление Совета народных комиссаров СССР о строительстве рабочего поселка Безымянка. Это район, который сложно найти на карте, но он всегда в сердце тех, кто знаком с его богатой историей. Там располагаются десятки объектов культурного наследия, сохранились даже вывески советских времен. А из современного – новые детские и спортивные площадки, благоустроенные скверы и многоэтажки. Журналист sovainfо.ru прошлась по Безымянке с врио руководителя управления госохраны объектов культурного наследия региона Иваном Стафеевым. О современном районе с советской душой – в нашем интервью.
Исторический дискурс
- Безымянку принято считать не самым престижным и живописным районом Самары, и это даже не административный район. Расскажите, что из себя представляет эта территория.
- Это совсем не административный район. Рассказывать о Безымянке нужно, понимая сам топоним и историю этого места. Часто гости Самары, знакомые, друзья спрашивают, где же собственно границы Безымянки. Действительно, определить территориальные границы не так просто. Находясь на пересечении улиц Калинина и Победы, можно сказать, что мы находимся в самом центре Безымянки. Если пройдем до перекрестка Победы и Ново-Вокзальной, мы увидим станцию метро, разумеется, она возникла гораздо позже – в конце прошлого века. А в начале прошлого века ниже по улице Ново-Вокзальная, от чего она и получила свое название, располагается ж/д станция "Безымянка". При этом центром этого так называемого города-сада стал Самарский железнодорожно-ремонтный завод (Сажерез). Его начали строить в 1912 году и к нему же пристраивали жилой поселок для его работников. Проходная завода находилась как раз по оси современной улицы Калинина. И примерно на пересечении улиц Калинина и Красных Коммунаров зародился поселок Безымянка – город-сад. Эта концепция идеального поселения принадлежит английскому архитектору Эбенизеру Говарду. Представьте себе в плане полукруг, диаметром которого является железная дорога – в качестве основного связующего элемента. С одной стороны от железной дороги располагается завод, а напротив – полукруг с садом в центре и жилыми кварталами по радиусу.
- Железная дорога находится на своем историческом месте?
- Да, это ветка Самаро-Златоустовской железной дороги, которая шла до Уральских гор и которая стала основным драйвером развития Самары, ведь в середине XIX века Самара получила статус губернского города, и наша область образовалась как раз благодаря выгодному расположению на территории водной артерии и активно развивающемуся направлению – железной дороги. Если мы говорим об истории Безымянки, интересно провести одну параллель с одним из первых фильмов – кинокартиной братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" (0+). Есть историческая фотография из архива подшипникового завода № 9 – прибытие паровоза на территорию Сажереза. Завод был изначально профилирован на ремонте ж/д техники, а в 1942 году тут начали делать подшипники, в первую очередь – для нужд фронта. Предприятие меняет свое название и назначение, а также становится ключевым для всего государства.
Иван Стафеев отмечает, что первые дома на Безымянке строились из дерева – на две семьи. Но кроме деревянной станции "Безымянка", эти постройки до наших дней не дожили, однако при этом сохранилась планировка города-сада. Так, на исторических картах можно рассмотреть концентрическую структуру с радиальными улицами:
- И на этом история Безымянки только начинается. В конце 20-хх годов меняются подходы к градостроительству, в первую очередь упор стали делать на социальную направленность жилья. Первый регулярный квартал на Безымянке в границах современной улицы Победы, Ново-Вокзальной, Калинина и Свободы начали застраивать силами треста завода Сажерез. Его спроектировали архитекторы Леонид Волков и Абрам Коневский. Первое здание достроили в 1934 году на углу Ново-Вокзальной и Победы. Причем прорабом был будущий герой Советского Союза Михаил Сорокин. На этом здании, которое сейчас является объектом культурного наследия, установлена мемориальная табличка.
Иван Стафеев отмечает, что тогда четырехэтажные дома были редкостью повсеместно.
- Здесь была идея создать город будущего. На тот момент это были передовые планировки с точки зрения и квартир, и кварталов в масштабе градостроительства.
Безымянка – четвертый Рим
Врио руководителя регионального УГООКН отмечает, что, работая в управлении, вместе с сотрудниками они контролируют состояние памятников архитектуры и истории, многие из которых находятся на Безымянке. Речь идет о зданиях, которые построены и до, и после Великой Отечественной войны.
- Я акцентирую на этом внимание, потому что существует такое мнение: улица Победы названа в честь Победы в ВОВ, и соответственно, вся застройка производилась в честь знаменательного события. Но регулярная застройка, ставшая основой этого района, началась еще в 30-е годы. Помимо этого, четверть века я прожил в этом районе. Мой отец всю жизнь трудился на подшипниковом заводе № 9 – бывшем Сажерезе. Мама работала в ДК "Самарец", бабушка – на Безымянской ТЭЦ. Мы с братом учились в школе № 44 - также на Безымянке, и только самые добрые слова можем сказать нашим учителям. Непосредственно мое отношение к строительству, архитектуре сложилось благодаря этому району. Это я осознал, когда поступил в архитектурно-строительный университет, и именно те подходы, которые мы видим в этих кварталах, именно они врезались в память на подсознательном уровне, а осознание уже пришло во время получения профессионального образования архитектора. Безымянка – четвертый Рим, а пятому не бывать, - с улыбкой отмечает Иван Стафеев.
"Ирония судьбы" на Безымянке не случится
- Здесь много атмосферных домов, архитектура действительно удивительная. Для меня было неожиданностью узнать, что здесь расположены десятки объектов культурного наследия. Принято считать, что исторически ценные постройки в основном сконцентрированы в исторической части.
- Работа по историко-культурной экспертизе памятников, расположенных в этом районе, ещё ведется. Многие постройки находятся в перечне выявленных ОКН и им предстоит пройти через экспертизу, чтобы определить их предмет охраны, границы территории и, как следствие, включить в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов РФ. Но при этом уже сегодня мы можем сказать, что архитектурная ценность у них велика, в том числе градостроительная ценность всего района.
Говоря об архитектуре, Иван Стафеев отметил, что дома Безымянки относятся к так называемому в народе "сталинскому ампиру", а на профессиональном языке они представляют собой образец советского неоклассицизма.
- И в этом районе не произойдет "Ирония судьбы", то есть каждый дом – индивидуален, заблудиться здесь не получится. При этом постройки сохраняют общий стиль. Да, часть фасадов может быть отштукатурена, часть – выполнена из красного кирпича или облицована белым камнем, причем такие материалы использовались в Самаре и до революции. Таким образом, мы видим преемственность поколений архитекторов. Дома объединены общими архитектурными элементами: это и скульптурные изображения, барельефы, пилястры, арочные завершения проемов, сквозные проезды в самих домах. Обратите внимание на эркеры – знаменитая самарская архитектурная тема. При этом они располагаются только по нечетной стороне улицы Победы, в домах напротив фасады прямые и ровные.
Эркер – не просто декоративный элемент, это еще и инструмент архитектора. Поскольку сторона северо-западная, она освещается только во второй половине дня закатным солнцем, а боковые окна на выступающем эркере способствуют проникновению солнечных лучей и увеличивают время освещенности квартиры. Это позволяет, не "поворачивая" здание под солнце, сформировать фронт улицы фасадом. Таким образом, формируется ансамблевость улицы, что, в общем-то, и создает городскую среду.
С заботой о культурном наследии
Многие дома на Безымянке уже отремонтированы – выдает их свежесть фасадов и однородное окрашивание, с виду – почти как новые. В основном жилой фонд объектов культурного наследия ремонтируется и реставрируется за счет средств Фонда капремонта. Вместе с тем сохранился всецело исторический облик, даже вывеска на почте уже может отметить полувековой, а то и больше, юбилей.
- Конечно, предстоит еще большой фронт работы: еще есть вывески, кондиционеры, спутниковые тарелки, которые установлены незаконно, где-то уже после ремонта рисуют граффити. Это задача уже нашего управления – понудить собственников зданий, управляющие компании, привести дома в надлежащий вид.
- Вы говорили, и мы периодически пишем об этом новости – "выявили объект культурного наследия", а как это происходит?
- Выявление ОКН происходит по заявительной системе – обратиться может любой человек. Нужно указать адрес объекта и его особенности, которые могут послужить основанием для включения его в перечень выявленных ОКН. Сначала его включают в перечень объектов, которые обладают признаками ОКН, затем в течение 90 рабочих дней проходит процедура по установлению историко-культурной ценности. Так, принимается решение включить или не включить в перечень выявленных ОКН. В дальнейшем в течение года проводится историко-культурная экспертиза. Да, процедура немного забюрократизирована, но за счет многих этапов, мы можем говорить о максимальной эффективности окончательного включения в реестр.
- Вы упоминали незаконные вывески. Я правильно понимаю, что если предметом охраны выступает фасад, значит, на нем ничего не должно висеть?
- Вывески устанавливаются в Самаре в соответствии с правилами благоустройства. То есть это определяют органы местного самоуправления для жилых домов – объектов культурного наследия. Размещение можно согласовать, но при определенных условиях: оформление вывески из отдельно стоящих букв, чтобы не загромождать фасад, высота вывески должна быть не более 50 см, а длина зависит от длины фасада. Также она не должна мешать восприятию декоративных элементов на фасаде. Установка должна быть аккуратной. И еще много нюансов.
Что касается кондиционеров, Иван Стафеев рассказал, что их размещение на фасадах ОКН недопустимо. Однако внешние блоки можно разместить на чердаке или рядом с домом. Если кондиционеры повесили до того, как дом включили в перечень ОКН, то решение о демонтаже будут принимать только в случае реставрации фасада.
Безымянский "шанхай"
- Мы уже дошли до "шанхая". Что это за дом такой?
- Да, мы уже дошли до проспекта Кирова. Здесь, как и по улице Физкультурной, располагаются здания объекты культурного наследия, трехэтажная застройка по проспекту Кирова. Тут рядом дом, который относится к памятникам истории культуры. А в народе его называют "шанхай". Он получил такое название из-за своей непомерной длины – кажется, что почти до горизонта доходит его фасад. Оформление выполнено в стиле советского классицизма, присутствует лепнина с советской символикой. В целом фасад лаконичен, да, на нем присутствует декор, но при этом он хорошо сочетается с теми элементами, что есть на дореволюционной застройке, поэтому фасад не смотрится китчево, аляповато, и поддерживает общий стиль Самары. Также поддерживается диалог революционной архитектуры и советской эпохи. Преемственность поколений, на мой взгляд, нужно сохранять.
- Какого года постройки этот дом, 40-х?
- Нет, этот дом построили в 50-х годах, хотя строительство на проспекте Кирова начинается в 40-е годы. Во время ВОВ проект строительства домов по будущему проспекту Кирова получил советскую премию за лучшее благоустройство. Завершает ансамбль улицы Победы и проспекта Кирова дом культуры имени Литвинова – он тоже относится к ОКН вместе с монументом самому Кирову.
Врио руководителя УГООКН Самарской области отмечает, что похожая картина, как и на улице Победы, наблюдается и на улице Физкультурной.
- Мысленно можно спроецировать фасад, "положить" его на проезжую часть и увидеть, что ширина дороги вместе с тротуарами равна примерно удвоенной высоте здания. Это позволяет прохожим, идя по тротуару, визуально комфортно воспринимать постройки. Таким образом, дома не давят и не создают ощущение каменных джунглей. С точки зрения урбанистики, мне кажется до сих пор, что это идеальные городские условия именно для социального жилья. Как отмечает Иван Стафеев, неповторимый объект на улице Физкультурная – Дворец спорта. Это уникальное архитектурное здание, причем с интересной мозаикой. Художественную ценность она тоже представляет.
- Бывает, приезжаешь в какой-то район, а у него свои запах, свои ассоциации с ним. Чем для вас пахнет Безымянка, какие ассоциации вызывает?
- Такой непростой вопрос, если честно, не задумывался. В памяти всплывают воспоминания о Джанни Родари и его известном стихотворении. Безымянка – это все-таки жилой район для промышленных зданий. Мне кажется, это особый темп жизни, то есть это заводы, которые отделены от больших спальных районов железной дорогой. Это именно темп промышленной жизни, который прекрасно гармонирует со спокойной размеренной атмосферой дворов и уютных детских площадок.
Самый зеленый район Самары
- Помимо очевидно хорошей инфраструктуры можно отметить, что здесь очень зелено, широкие тротуары, смотрю, на многих локациях ведется благоустройство.
- Да, мы сейчас прямо во время интервью видим, как сквер около ДК "Самарец" облагораживается, и такие работы всегда приятно видеть – видеть, как город меняется к лучшему. При этом первым этапом благоустройства Безымянки, на мой взгляд, была программа "Двор, в котором мы живем". Она, по сути, вернула жизнь во внутриквартальные дворовые пространства. Сама квартальная застройка является яркой градостроительной особенностью этого района. Если посмотреть на Безымянку с высоты птичьего полета, то мы увидим кварталы примерно квадратной формы. По периметру они застроены четырех- и пятиэтажными домами, а внутри каждого квартала мы обязательно увидим школу, детский сад и другие соцобъекты. Также обратите внимание на фасады домов: обычно первый этаж выше, чем последующие, а оконные проемы завершаются высокими арками. Дело в том, что их изначально проектировали под магазины, социальные и административные, коммерческие объекты, полицейские участки. Помимо этого между зданиями размещаются большие зеленые зоны: скверы, зеленые карманы и курдонеры. Пожалуй, здесь в Самаре по проценту озеленения, это самый благоприятный район. Аллеи деревьев у дорог защищают дома от шума. Зеленые насаждения есть и вдоль разделительной полосы проезжей части. А раньше там пролегала трамвайная линия, которая была проложена еще в военные годы и вела в историческую часть Самары. Позже эту функцию взял на себя метрополитен.
Иван Стафеев отмечает, что сегодня территориальный ресурс позволяет практически безболезненно увеличивать парковочные пространства внутри квартала, сохраняя значительный процент озеленения и хорошие детские площадки.
- Мне кажется, безымянские дворики отличают тишина, уют. Что вы можете о них рассказать и, в частности, про тот, куда мы пришли.
- Стоит отметить соотношение благоустроенных площадей к застройке. Приятно, что в каждом дворе есть и спортивная, и детская площадки, во многих локациях есть хоккейные калды и футбольные поля. Также установлены сцены, что открывает простор для творчества и самодеятельности. Это и озеленение, и тишина. А через этот двор, где мы находимся, пролегал мой путь, когда в студенчестве работал – преподавал детям в центре внешкольного образования. И на моих глазах этот двор преобразился, тогда как раз осознал, что для
того, чтобы жизнь вернулась во двор, не требуется каких-то гениальных работ – необходимо хорошее качественное благоустройство.
- Мы много сегодня говорили о том, как благоустраивают район, о его архитектуре. Какие вы видите перспективы развития Безымянки?
- Лично мне кажется, что у Безымянки огромный потенциал, это шикарный район с отличной планировкой, которая должна стать учебным пособием для современных архитекторов о том, как необходимо жилые районы проектировать. Ну и, конечно, родной Безымянке в будущем пожелаю только развития, еще большего привлечения средств в благоустройство этой территории, в ремонт памятников архитектуры. Помимо этого, у нас старый город уже ассоциируется со многими историческими личностями, и Безымянка дала путь в жизнь многим людям, которые, я уверен, еще внесут свой вклад в историю города и нашего государства.
Фотографии к интервью: Самарское областное вещательное агентство