Интернациональный полет: почему Валерий Быковский оказался на орбите с первым немецким космонавтом
Через несколько месяцев после международного полета Алексея Губарева и Владимира Ремека в 1978 году по программе "Интеркосмос" были проведены запуски еще нескольких пилотируемых кораблей "Союз", в экипажи которых вошли поляк Мирослав Гермашевский и представитель ГДР Зигмунд Йен. Полет представителя ГДР запомнился тем, что вместе с ним на орбиту отправился космонавт № 5 Валерий Быковский.
После того как советская пилотируемая "лунная программа" была свернута, полковник Быковский снова стал готовиться к орбитальным полетам на космическом корабле "Союз". В сентябре 1976 года совершил свой второй полет на корабле "Союз-22" вместе с бортинженером Владимиром Аксеновым. На орбите космонавты провели около 8 суток.
Как рассказывал на встрече с самарскими студентами Алексей Леонов, однажды Юрий Гагарин, говоря о товарищах по первому отряду космонавтов, сказал, что ему кажется, что Валера Быковский будет летать дольше нас всех. Первый космонавт планеты не ошибся.
Фото: Управление государственной архивной службы Самарской области
26 августа 1978 года Валерий Быковский снова стартовал с Байконура - на этот раз на "Союзе-31" во главе интернационального экипажа. Говорят, что немецкая сторона настояла на его кандидатуре. Первому секретарю ЦК Социалистической Единой Партии Германии (СЕПГ) было лестно, что с первым немецким космонавтом летит друг Юрия Гагарина.
Зигмунд Йен был большим профессионалом, но при выборе среди других достойных кандидатов сработало то, что он был из рабочей семьи и вступил в СЕПГ.
Немец окончил восемь классов общеобразовательной школы и получил специальность топографа, затем обучался в высшем офицерском училище противовоздушной обороны. Во время учебы летал на самолете Як-18, истребителях МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-25. Был направлен в СССР и получил диплом Военно-воздушной академии имени Гагарина.
В ноябре 1976 года он стал одним из четырех полуфиналистов проводившегося в ГДР набора по программе "Интеркосмос". Предполетную подготовку в космос Зигмунд Йен проходил полностью в Звездном Городке.
Фото: Волжская Коммуна
Рассказывают, что единственный незначительный факт, слегка смутивший комиссию при выборе кандидатуры, - это то, что Зигмунд Йен на момент отбора уже успел стать дедом. Внук у него родился за несколько дней до полета. Как говорили в Звездном Городке, дедушка и космос как-то не очень увязывались с образом первого немецкого покорителя Вселенной. Поэтому в СССР и ГДР об этом штришке биографии в дальнейшем просто предпочитали умалчивать.
Как писал немецкий космонавт о старте:
- Красные, желтые, синие, фиолетовые лучи вырывались из пяти ракетных двигателей. Фантастическая картина. У меня участился пульс. Но сердцебиение было не от страха - скорее от восторга. И то, что я увидел потом, было абсолютным блаженством: наша Земля, окутанная сияющей голубизной. Красота упоительная!
На орбитальной научной станции "Салют-6" немецко-советский экипаж принимали уже находившиеся на орбите Владимир Коваленок и Александр Иванченков. Йен и Быковский провели там более недели. За это время космонавт-исследователь из Германской Демократической Республики выполнил программу по многим научным экспериментам из области наблюдений за Землей, медицины, биологии, материаловедения и геофизики.
Фото: Роскосмос
На борту станции "Салют-6" Йен и Быковский совершили 124 витка и вернулись на Землю 3 сентября 1978 года. Как рассказывают очевидцы, посадка была не совсем мягкой: сильный ветер протащил спускаемый аппарат с космонавтами по казахской степи, поэтому парашют не удалось отсоединить вовремя - у немца оказалась травма позвоночника.
Через некоторое время после приземления Валерий Быковский и Зигмунд Йен получили сотни детских писем со всех концов Советского Союза и ГДР. Например, члены клуба интернациональной дружбы Дворца пионеров Кировского района Куйбышева писали, что восхищаются космическим подвигом героев, и пригласили Валерия Быковского снова приехать в Куйбышев, причем на этот раз со своим немецким товарищем. Напомним, что в волжском городе космонавт № 5 бывал несколько раз в 60-е годы прошлого века. В частности, после своего первого полета летом 1963 года он посетил несколько куйбышевских предприятий.
После окончания экспедиции в 1978-м Валерий Быковский еще четыре года готовился к новым полетам, но в космос больше не отправился. В 1988 году по достижении предельного возраста он был уволен из Вооруженных сил и стал директором Дома советской науки и культуры в Берлине. В ГДР его уважали за полет с Зигмундом Йеном.
Фото: Юлия Рубцова
А сам немецкий космонавт служил в ВВС, занимался научной работой в Центре космической подготовки под Берлином, стал генералом и доктором наук. Свою диссертацию защитил в 1983 году.
После объединения Германии работал представителем немецкого космического агентства DLR и Европейского космического агентства (ЕКА) в Москве. А в дальнейшем был представителем ЕКА в российском Центре подготовки космонавтов.
Скончался Зигмунд Йен в возрасте 82 лет в сентябре 2019 года.