Город в городе: как устроен быт крупнейшего трудового коллектива Самарской области
146 автобусов по 21 городскому маршруту Тольятти перевозят сотрудников автогиганта в будние дни, а на территории завода действуют 40 предприятий питания, которые за непродолжительные отрезки времени в течение суток должны обеспечить обедами в общей сложности более 24 тысяч человек. Такой масштаб действительно поражает. Редакция sovainfo.ru узнала о том, как живет АВТОВАЗ и сколько тонн продуктов уходит на приготовление еды в местных столовых за месяц.
Транспорт
Более 600 гектаров земли занимает производственная площадка автозавода в Тольятти. Это почти 40 стадионов "Самара Арена" или более 840 футбольных полей. Попасть на территорию можно через 20+ проходных (контрольно-пропускных пунктов). Неудивительно, что у такого промышленного гиганта встал вопрос о комфортной доставке сотрудников, ведь каждый стремится добраться именно до того КПП, который ближе всего к его рабочему месту.
АВТОВАЗ обеспечил транспортным обслуживанием каждую проходную. Все вазовские автобусные маршруты муниципального общественного транспорта Тольятти делятся на 11 северных, которые также обеспечивают перевозки по восточной стороне автозавода, и 10 южных.
Перевозки ведутся в три смены по утвержденному расписанию. Первые работники начинают трудиться на заводе уже с 7 утра. А третья, ночная, смена стартует в 0:15. Не меньше сотрудников хотят попасть домой после работы. При этом даже на самых многолюдных проходных у вазовцев нет необходимости дожидаться нужного транспорта на остановке – это автобусы ждут их после смены на каждом из КПП.
Когда у завода есть необходимость в сверхурочных работах и в организации дополнительных смен по субботам, перевозки выполняются с учетом этих изменений. Предприятие также стремится снизить затраты сотрудников на дорогу до работы и обратно.
- Завод ежемесячно выплачивает каждому работнику компенсацию проезда в общественном транспорте. Она входит в общую сумму специальной доплаты за работу на предприятии и ежегодно индексируется. Кроме того, АВТОВАЗ активно занимается и созданием удобной и безопасной инфраструктуры пассажирских перевозок, - уточняют в компании.
Питание
О масштабах организации питания на автогиганте могли бы слагаться легенды. 224 поварам в день необходимо накормить более 24 тысяч работников завода. А 22 пекаря и кондитера в сутки выпекают более 24 тысяч единиц разнообразной продукции. Еще стоит учесть вспомогательный персонал 40 столовых (а это мойщики, уборщики, грузчики), которого окажется больше 200 человек. На АВТОВАЗе подсчитали:
- За месяц для приготовления блюд в вазовских столовых необходимо 44 тонны мяса, 48 тонн овощей, 8 тонн рыбы, 12 тонн муки, 10 тонн сахара. Кроме того, за то же время заводчане съедают около 20 тонн хлеба, 5,2 тонны сметаны и 4 тонны других кисломолочных продуктов.
Заводчанам на выбор предлагаются три способа питания – через линию раздачи со свободным выбором блюд, комплекс двух видов с предварительным накрытием столов и диетическое поддерживающее питание. В меню – первые и вторые блюда из мяса птицы, свинины, говядины, рыбы. А во время Великого поста в меню свободной раздачи вводятся постные блюда.
Немаловажный аспект – цены. Стоимость полноценного обеда из трех блюд и напитка с выпечкой в любой из столовых предприятия с 1 января 2025 года будет составлять 247 рублей. Но работнику нужно оплатить только 14 % этой суммы – чуть больше 34 рублей, остальное компенсирует завод. А для тех, кто трудится в третью смену, горячее питание и вовсе предоставляется бесплатно.
Фото: Юрий Михайлин
Контроль
За перевозками и питанием тщательно следит комиссия рабочего контроля в составе первичной профсоюзной организации. Именно эти люди разберутся с опоздавшим автобусом или недостаточно горячим борщом, а также примут все необходимые меры, чтобы такого не происходило в дальнейшем.
Вообще же и транспортное обслуживание, и питание на АВТОВАЗе зачастую являются аргументами в принятии решения о работе на предприятии. К слову, автогигант и сейчас продолжает набирать кадры. Мы рассказывали, кого завод готов взять на работу.