Генеральный конструктор ОДК: “Программам Передовой инженерной аэрокосмической школы нужна тонкая настройка”

Руководство Самарского университета им. Королёва и Объединенной двигателестроительной корпорации обсудили дорожную карту реализации федерального проекта.

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Фото: Самарский университет

Какого эффекта ожидает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) от передовых инженерных школ? Как научиться держать руку на пульсе и оперативно учитывать новые вызовы, встающие перед индустриальными партнерами университетов? Как организовать подготовку специалистов по компетенциям, наиболее востребованным на предприятиях ОДК? Что нужно скорректировать в исследовательской и образовательной программах Передовой инженерной аэрокосмической школы? Все это стало темой для дискуссии руководства Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва и представительной делегации ОДК, которую возглавил Юрий Шмотин, заместитель гендиректора - генеральный конструктор корпорации.

Открывая дискуссию, Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва, отметил, что ее главная цель - прийти к единому пониманию задач, стоящих перед Передовой инженерной аэрокосмической школой не только на уровне предприятия "ОДК - Кузнецов" как индустриального партнера, но и на уровне Объединенной двигателестроительной корпорации в целом.

Юрий Шмотин сообщил, что при всей важности программ научных исследований в ОДК относятся к передовым инженерным школам в первую очередь как к образовательному проекту. В этой связи он напомнил об опыте целевой подготовки кадров в рамках другого образовательного проекта - "Крылья Ростеха"16+, в котором участвует и Самарский университет им. Королёва. Глава конструкторского направления ОДК подчеркнул взаимосвязь и особую значимость обоих проектов для насыщения двигателестроительных предприятий инженерными кадрами.


- Для нас очень важно развивать предприятия корпорации в регионах, в том числе и в Самаре. "ОДК - Кузнецов" - одно из наших ключевых предприятий. Поэтому масштабная подготовка специалистов с практическими навыками, которые способны прийти и сразу включиться в работу, для нас очень важна, - подчеркнул Юрий Шмотин.

Ключевая идея федерального проекта "Передовые инженерные школы" (ПИШ)16+ - объединить науку и производство, нацелить университеты на решение конкретных задач, стоящих перед их индустриальными партнерами, а также на подготовку специалистов, способных эффективно решать такие задачи. В этой связи Юрий Шмотин отметил, что направление, выбранное Самарским университетом им. Королёва для реализации в рамках ПИШ, верно отражает современные потребности двигателестроительной отрасли.


- Подавая заявку на вступление в федеральный проект "Передовые инженерные школы", вы выбрали интересное направление, связанное с технологиями и производством. Это особенно актуально сегодня, когда растут объемы заказов серийной продукции, реализуются программы по созданию и постановке на производство перспективных изделий, - отметил Юрий Шмотин.

С тем, что уже сделано и делается в настоящее время в рамках проекта Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королёва (ПИАШ)16+, делегацию ОДК ознакомили Иван Ткаченко, директор Института авиационной и ракетно-космической техники, и Виталий Смелов, директор Института двигателестроения и энергетических установок.

Руководитель проекта Иван Ткаченко рассказал о том, как формируется структура университетской ПИАШ. В конце сентября прошло первое заседание ее совета. Научное руководство Передовой инженерной аэрокосмической школой предложено взять на себя академику РАН Евгению Шахматову.

Кроме того, практика показывает, что школе необходим еще один коллегиальный орган управления - научно-консультативный совет, и до конца 2022 года он также будет сформирован. В состав совета должны войти представители предприятий, причем не только стратегических индустриальных партнеров университета "ОДК - Кузнецов" и РКЦ "Прогресс", но и тех, кто в обозримом будущем может приобрести этот статус. В их числе "Авиакор - авиационный завод", "Газпром космические системы", "ИСС имени Решетнева", РКК "Энергия", "СТЦ" и ряд других.

Создается инфраструктура школы, идет закупка оборудования. В частности, из трех новых интерактивных образовательных пространств, которые планируется создать на первом этапе, одно, связанное с виртуальной и дополненной реальностью, будет организовано уже в 2022 году.

Иван Ткаченко напомнил о ключевой особенности образовательного контура ПИАШ Самарского университета: учебный процесс в ней нацелен на формирование готовых междисциплинарных команд молодых специалистов в интересах индустриальных партнеров. Иван Ткаченко сообщил о запуске в текущем году в рамках магистратуры двух образовательных программ, на которых уже обучаются 26 студентов. Их отбор проходил по двум трекам.

Для формирования высококлассного специалиста особое значение имеет личность наставника. С учетом этого для студентов Передовой инженерной аэрокосмической школы были организованы установочные лекции, которые прочитали академики РАН: Михаил Погосян, ректор МАИ, и Сергей Чернышев, научный руководитель ЦАГИ, вице-президент Российской академии наук. Планируется организовать установочную лекцию академика РАН Николая Тестоедова, генерального конструктора предприятия "Информационные спутниковые системы им. Решетнёва".

Также Иван Ткаченко рассказал о составе научно-исследовательских работ, которые будут вестись университетом в рамках ПИАШ. В структуру НИОКР входят шесть тематик, четыре из которых запускаются в 2022 году, а две - в 2023-м. В ходе открытого конкурса на основании анализа 29 поданных заявок отобрано 11 проектов, реализация которых начинается в текущем году. Все проекты долгосрочные, часть из них выполняются в течение трех лет, но есть и такие, которые завершатся в 2030 году. Более половины проектов отвечают интересам "ОДК - Кузнецов" как индустриального партнера.

Виталий Смелов детально ознакомил делегацию ОДК с содержанием научно-исследовательских проектов, сформированных в интересах "ОДК - Кузнецов", и ответил на уточняющие вопросы представителей корпорации.

Генеральный конструктор "ОДК - Кузнецов" Павел Чупин предложил скорректировать содержание отдельных исследовательских проектов с учетом особенностей технологий, интересующих предприятие. В частности, речь шла о перечне материалов для разрабатываемых аддитивных техпроцессов.

Татьяна Томилина, начальник отдела управления знаниями ОДК, высказала ряд предложений по совершенствованию процедур отбора студентов для обучения по программам Передовой инженерной аэрокосмической школы.

Участники дискуссии сошлись на том, что очень важно организовать постоянное взаимодействие между Передовой инженерной школой университета с одной стороны и его индустриальным партнером - с другой. С этой целью Владимир Богатырев предложил создать постоянно действующую рабочую группу.

По мнению Юрия Шмотина, такое взаимодействие позволит своевременно корректировать и уточнять в интересах предприятия программы научных исследований ПИАШ и ее образовательные программы. Он поручил руководству "ОДК - Кузнецов" сформулировать требования для доработки учебных планов уже со следующего семестра, а в состав рабочей группы обязательно включить технического директора предприятия.

Несколько предложений по организации взаимодействия высказал Евгений Шахматов, научный руководитель Самарского университета им. Королёва.

- Нам надо довести взаимодействие друг с другом до стопроцентного понимания задач, которые стоят перед производством, и тех возможностей, что есть у университета. И было бы здорово увязать сотрудничество по программе Передовой инженерной аэрокосмической школы, по программам "Крылья Ростеха" и "Приоритет-2030" в единую концепцию взаимодействия, - отметил Евгений Шахматов.


По его мнению, вхождение будущих двигателестроителей в круг задач, стоящих перед "ОДК - Кузнецов", нужно начинать с установочной лекции генерального конструктора предприятия. И предложил Павлу Чупину выступить с такой лекцией перед студентами ПИАШ.

Академик РАН Виктор Сойфер, президент Самарского университета им. Королёва, предложил обратить особое внимание на организацию учебного процесса. Он напомнил о практике 2000-х годов, когда преподаватели университета обучали непосредственно на предприятии сотрудников АО "Моторостроитель" (сейчас ПАО "ОДК - Кузнецов"), получавших высшее образование. Также интересен опыт ЦИПС - целевой интенсивной подготовки специалистов, которую в вузе практиковали в 1980-е годы. Этот опыт подтверждает: студенту необходимо три года, чтобы полностью погрузиться в задачи предприятия, к работе на котором его готовят.

- Мы сегодня сконцентрировались на том, чему учить, но не менее важно, как учить. Известна такая форма обучения: 3-летний бакалавриат, и 3-летняя магистратура. Учитывая круг задач, которые решают передовые инженерные школы, я думаю, нужно доработать образовательные стандарты. И если это допустимо, то вести речь не о 2-летней магистратуре, а о 3-летней. Причем в нынешних условиях надо так организовать учебный процесс, чтобы магистрант проводил на предприятии 2 дня в неделю, а на втором году обучения, возможно, что и 3 дня. В рамках этой дискуссии мы этот вопрос не обсуждаем, но нужно к нему вернуться на одном из следующих круглых столов, - подчеркнул академик РАН Виктор Сойфер, кроме того, он предложил часть IT-специалистов, которых готовит Самарский университет им. Королёва, изначально ориентировать на будущую работу в структурах ОДК.

Юрий Шмотин поддержал предложения Виктора Сойфера. Как член Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ, он рассказал о новых подходах к бюджетному финансированию проекта, где приоритет будет отдаваться вузам, добившимся более высоких результатов.

Материал по теме

Полная версия