Галина Евдокимова из Чапаевска возрождает ремесло лозоплетения

В этом году у мастерицы двойной юбилей - шестидесятилетие и двадцать пять лет творчества. В последние годы искусство Галины Евдокимовой было представлено на всероссийских и международных фестивалях и выставках.

Фото: Ирина Бойкина

Фото: Ирина Бойкина

Фото: Ирина Бойкина

Фото: Ирина Бойкина

Фото: Ирина Бойкина

Дорога в яркий мир

В девяностые Евдокимова раскрашивала игрушки на одном из чапаевских заводов. Так случилось, что узнала о творчестве старейшего местного мастера лозоплетения - Николая Гаранина. Очень захотелось приобщиться к этому промыслу.

Но мастер не очень-то любил возиться с учениками. И с Галиной заниматься поначалу не хотел. Говорил, что не женское это дело.

- Плетение из лозы – удивительный процесс, требующий от человека упорства и трудолюбия, - говорит Галина. - Во мне мастер эти качества, вероятно, увидел. Я оказалась первой и единственной его ученицей. Кстати, занимался он плетением до 93 лет.

Со временем с помощью различных пособий Евдокимова освоила ремесло самостоятельно.

- На заводе меня перевели в аппаратчики, работала и ночью, - продолжает Галина, - и чтобы не уснуть, приносила на работу ивовые прутья и занималась плетением. Это стало для меня настоящей отдушиной.

Потом она окончила заочное отделение декоративно-прикладного искусства Самарской академии культуры, преподавала в студии "Лоза" при Центре семейного творчества Чапаевска.

Лозоплетение стало для Евдокимовой делом всей жизни. Времени и сил эта работа отнимает немало. Сначала необходимо собрать подходящие ивовые прутья. Лучшим временем для этого, как говорит Галина, считается весна – начало сокодвижения. Летом прутья не заготавливают вовсе, а осенью можно возобновить сбор. Потом их в течение часа, а то и дольше, варят на сильном огне, а затем специальным инструментом - щемилкой (палкой, конец которой расщеплен на две части) - снимают кору. К плетению нужно приступать, пока лоза еще мягкая.

- Не люблю работать в перчатках, - говорит мастерица. - Предпочитаю всё делать голыми руками. Хотя дубильные вещества, содержащиеся в ивовой коре, не только окрашивают кожу, но и делают её грубой.

Несмотря на это, Галина уверена, что работа с лозой поддерживает здоровье.

- Это для меня как первая любовь, - говорит она. - Плетение открыло дорогу в яркий мир, которого я раньше не знала. Даже во сне иногда вижу, что плету. Процесс это творческий и порою непредсказуемый. Иногда и сама не знаю, каким будет конечный результат.

Рукотворные аисты

Чтобы заниматься этим ремеслом серьезно и жить поближе к природе, Евдокимова продала квартиру и купила частный дом. Это и мастерская, и музей, где хранятся чудесные работы, созданные в разной технике.

Если театр начинается с вешалки, то сельский дом (а он именно такой, хотя и находится на территории Чапаевска) – с забора. Плетеная ограда украшена ветками берез. На верху электрического столба – сплетенное Галиной гнездо, где "поселились" два рукотворных аиста. На самом столбе – несколько скворечников.

Около дома растут аккуратно постриженные кусты ивы разных сортов. Часть изделий, созданных хозяйкой дома, – атрибуты ландшафтного дизайна. Среди них, например, изящная плетеная подставка для горшков с цветами.

Двор населен разными персонажами. Здесь "живут" сказочные лягушки, веселые девчонки с волосами из рогожки, плетеная лошадь.

- Ее я сделала специально для фотосессий, - рассказывает мастерица. - Мальчики любят сниматься рядом с ней, ощущая себя всадником.

Ребятишкам из Чапаевска побывать в гостях у Галины Евдокимовой - в радость. Здесь можно вообразить себя воином, надев шлем и доспехи из лозы, взяв в руки деревянный меч, булаву, щит и "оседлав" плетеную лошадку.

Необычная коллекция

Во дворе видим самые разнообразные корзинки.

- Эти изделия - первое, что приходит в голову, когда говорят о лозоплетении, - рассказывает Галина Евдокимова. - Все мастера начинают именно с этого. Я же их не только плету, но и собираю корзины с неповторимой историей. В самой старой из них моя бабушка таскала уголь. Эта корзина осталась черной, как я ни старалась ее отмыть. Есть у меня и плетеное изделие моего учителя, Николая Васильевича Гаранина. Отличие этой корзины в том, что ручки ее откидываются, а понизу идет рубчик. Есть корзина, которую сплел однорукий мастер. Есть - легкая грибная, созданная с помощью чисто русского способа плетения. Еще одна корзина интересна тем, что в нее вплетена "косичка" из камыша, и это придает ей особый колорит. А другая мне нравится тем, что она кажется брутальной. Ее можно поставить на веранду, а в нее – горшочек с цветком.

Идея, пришедшая во сне

Гостей дома встречает плетеная Масленица с солнышком вместо головы. Тут же – множество других созданий из лозы. Короба, шары, лапти, фигурки сказочных персонажей.

Плетением из лозы творчество Галины Евдокимовой не ограничивается. Разные веточки, палочки, коряги - всё, мимо чего люди обычно проходят, - становятся материалом для ее работ.

Стены дома украшены декоративными композициями, наполненными славянскими символами.

- Каждая деталь здесь разговаривает, - поясняет мастерица. - Тут и куколки-обереги, и мельница, лопасти которой "перемалывают" неприятности, и прикрепленные зернышки - чтобы достаток в доме был, и плетеные перекрестья на лаптях - чтобы было много друзей.

Здесь же разместилось солнышко, в которое преображается подсолнечник. А рядом герои народных сказок - домовые, Баба-яга, Водяной.

Среди многочисленных творений Галины Евдокимовой есть и ее уникальные авторские изделия. Например, маракасы, набитые скорлупками от фисташек. Их образ пришел мастерице во сне.

- Когда у меня плохое настроение, - говорит она, - я начинаю напевать что-то и подыгрываю себе такими маракасами.

Сегодня у Евдокимовой уже есть свои ученики, чему она очень рада.

- Лозоплетение, - считает Галина, - удивительный мир, который не должен погибнуть. Это ремесло нельзя освоить лишь по книгам. Есть множество секретов, которые может передать только мастер.

Материал по теме

Полная версия