Финалисты конкурса "Десять в минус девятой": "Школьным урокам химии не хватает практики"
Образовательные модули естественно-научного конкурса Самарского университета им. Королёва наполнены практическими заданиями.
С 17 сентября по 8 октября на побережье Крыма в международном детском центре "Артек" проходит финал Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ с международным участием "Десять в минус девятой". Его участниками стали 20 школьников со всей страны, чьи научно-исследовательские работы были признаны лучшими экспертным жюри.
Напомним, конкурс "Десять в минус девятой", организованный Самарским университетом им. Королёва, стартовал в марте 2021 года. Участие в нем приняли 4 016 школьников из 85 регионов России и зарубежных стран. Ребята с 7 по 10 класс, увлеченные химией, биологией, наноинженерией, экологией, астрономией, географией и геологией, прошли отборочное тестирование и представили на суд жюри свои научно-исследовательские работы. 20 из них были признаны лучшими, а их авторы отправились в Крым. Здесь ребята участвуют в тематической смене и занимаются по образовательным модулям, составленным для них преподавателями Самарского университета им. Королёва.
За образовательную составляющую смены отвечают сотрудники кафедры неорганической химии университета - Алексей Абдульмянов, Андрей Гнедов и Никита Шимин. Они разделили финалистов конкурса на группы по возрасту и подготовили программу, которая отталкивается от школьной, но в то же время дает возможность применить теорию на практике. Младшая группа изучает разделы общей химии, неорганической химии и аналитической химии, у старших - все то же самое, но усложнено экспериментами по органической химии. И если в младших группах заставляют "извергаться" вулканы, с замиранием дыхания следят за воздушными пузырями, которые "левитируют" в бассейне, то старшие обсуждают: почему это серная кислота не обладает никаким запахом?
Химические опыты сначала демонстрирует преподаватель. А школьники пытаются справиться с ситуационной задачей. Например, в теме "Способы выражения концентрации" они готовят раствор заданной концентрации, а потом стараются вычислить концентрацию вещества в неизвестном растворе.
- В школах сегодня одна из распространенных проблем - недостаток оборудования, - говорит доцент кафедры неорганической химии Алексей Абдульмянов. - Поэтому основной плюс нашей программы в "Артеке" в том, что победители конкурса делают то, о чем они только читали в учебниках. Многие участники смены впервые видят вещества, о которых раньше знали только по формулам, и плохо представляют, какого цвета и запаха то или иное вещество. И их может удивить, что серная кислота, оказывается, не пахнет. Хотя в целом у ребят приличный уровень знаний. Младшим школьникам больше всего нравится, если что-нибудь потихонечку, регулируемо взорвется, взлетит, поменяет цвет, поэтому в этой группе мы стараемся делать более показательные опыты. Например, дети делают учебную ракету и видят, как она взлетает после добавления некоторого количества водорода. А старшим интересна сама химия в применении. Их яркими опытами не удивить. Им больше нравится получать результат самостоятельно.
Участники смены, делясь впечатлениями от образовательной программы финала конкурса, сходятся во мнении: экспериментов и опытов на их обычных уроках химии явно недостаточно.
- Я не думала, что в "Артеке" будут такие интересные уроки. В школе мы записываем формулы, а практики нет. А здесь можно посмотреть своими глазами на то, как происходят химические реакции, - говорит Полина Лашкина из Дзержинска (Нижегородская область).
- Смена ещё не завершилась, но уже превзошла мои ожидания. Большего всего впечатляет образовательная программа: мы углубляемся и в теоретическую химию, и в практику, - рассказывает Арина Шестерикова из Благовещенска (Башкортостан).
Практически не было химических экспериментов в школе и у самарского десятиклассника Ярослава Быкова.
- В "Артеке" же опыты каждый день, все они раскрывают какие-то новые и незнакомые мне химические свойства веществ. И это здорово.
Одиннадцатиклассник из Самары Кирилл Саломатин учится на физико-химическом направлении в Центре для одаренных детей, поэтому многие опыты ему знакомы. Но до 9 класса он ходил в школу с гуманитарным уклоном, и, что такое "химия для всех остальных", он знает не понаслышке.
- Каждой школе нужны хорошая лаборатория и реактивы, с помощью которых можно делать интересные опыты, а не только стандартные: "Кинем соль в воду, и... у нас получился раствор соли". Такого не должно быть в школах. Нужны грамотные преподаватели и лаборанты, которые будут не только ориентировать нас на ЕГЭ, но и полностью погружать в предмет, - говорит Кирилл. - Например, в "Артеке" преподают так, что от занятий не хочется отрываться.
Сергей Горяинов, начальник управления формирования и сопровождения контингента:
- Самарский университет им. С.П. Королёва проводит три Всероссийских конкурса по разным направлениям. Первым в 2016 году стартовал "Спутник" - конкурс, связанный с инженерными направлениями, IT и прикладной наукой. "Универсум" и "Десять в минус девятой" - это социально-гуманитарное и естественнонаучное направления деятельности университета. Сегодня мы максимально широко демонстрируем талантливым школьникам компетенции вуза, что отвечает задачам политики формирования контингента университета.
Все три проекта направлены не столько на привлечение участников конкурсов, сколько на реализацию некой социальной миссии университета. Мы стремимся показать все, что у нас есть, как можно большему количеству детей, потому что уверены, что конкурсанты станут лидерами мнений и привлекут внимание к Самарскому университету своих сверстников.
Так, в "Спутнике" в этом году на первом этапе участвовало больше 10 тысяч детей. Все они узнавали о Самарском университете и наших направлениях подготовки. Победителями стали всего 50 человек - мы отбираем реально лучших. Но даже участие в первом этапе подразумевает интерес к определенной области знаний. И мы видим, что с каждым годом желающих принять участие именно в нашем конкурсе все больше.
Более того, наши партнеры видят в нас не только организацию, которая работает непосредственно с детьми. К нам обращаются за методическим опытом. И теперь мы разрабатываем образовательные продукты для "Артека" и многих других организаций.
Светлана Решетникова, руководитель направления по развитию дополнительного образования детей и педагогов ФИОП:
- Мы заинтересованы в поддержке конкурсов молодёжных исследовательских проектов, так как это работает на общую задачу - увлечения школьников естественными науками и проектной деятельностью, а кроме того, позволяет нам - ФИОП - решать и собственные задачи в области работы с мотивированными подростками. Конкурс стал ещё одной площадкой по вовлечению школьников, интересующихся естественными науками, в наши программы. Благодаря этой возможности более 5 тысяч участников конкурса узнали, что интерес к естественным наукам можно удовлетворить благодаря программам и проектам Фонда инфраструктурных и образовательных программ для школьников. Мы надеемся, что часть этих ребят активно включится в наши мероприятия.
Справочно:
Конкурс “Десять в минус девятой”, организованный Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П. Королёва, проводится при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ – одного из крупнейших институтов развития инновационной инфраструктуры в России, входящего в Группу РОСНАНО.