Эксперты рассказали, как правильно подготовить ребенка к новому учебному году и защитить от "школьных" болезней
Пресс-конференция на эту тему прошла в пресс-центре "Самарского областного вещательного агентства".
Во встрече приняли участие главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях министерства здравоохранения Самарской области Инна Шадрина, педиатр, детский гастроэнтеролог Самарского диагностического центра Наталья Гриценко и основатель Стоматологического центра функциональной гнатологии и прикладной кинезиологии "Гармония Прикуса" Эдуард Цымбалов.
"Режимные" времена
Фото: Юлия Рубцова
По мнению Инны Шадриной, несмотря на прекрасную погоду и продолжающиеся каникулы, настала пора перестраивать режим дня на более деловой ритм и начинать готовить детей к началу учебного года. При этом здоровье будущих первоклассников требует особого внимания.
- Я рекомендую посетить нескольких медиков – врача-офтальмолога, невролога, стоматолога и ортопеда, - говорит эксперт. -Именно они занимаются лечением так называемых школьно обусловленных заболеваний. Заболевания органов зрения в последнее время прогрессируют у детей в связи с увеличением активности использования гаджетов и длительности работы за компьютером. Школьная нагрузка на зрение часто бывает слишком высокой. Другая проблема - заболевания опорно-двигательного аппарата. В числе причин - все то же избыточное увлечение гаджетами и недостаток двигательной активности. Третья группа заболеваний касается желудочно-кишечного тракта. Они в числе прочих симптомов характеризуются избытком или недостатком массы тела.
По совету специалистов, налаживать режим дня надо начинать заранее, лучше за месяц до 1 сентября. Ложиться спать и вставать по утрам нужно привыкать в то время, как это будет во время учебного года. Оптимальное время отбоя - 21.00-22.00.
За час до сна нужно снизить физическую активность, отложить гаджеты. Можно почитать или просто спокойно пообщаться с родными. Продолжительность сна у первоклассника должна составлять 9-10 часов, при этом дневной сон приветствуется.
Школьники средних и старших классов должны спасть не менее восьми часов в сутки.
Пищевые привычки
Важнейшим условием здоровья школьников является правильное питание.
- Начало обучения в школе у многих детей связано с нарушением пищевого поведения, - рассказывает Наталья Гриценко. - Часто ребенку приходится есть на бегу, заботливая бабушка, встречая из школы, угощает его выпечкой, которую он съедает в транспорте. Школьные завтраки и обеды многим не нравятся, и дети предпочитают питаться буфетной продукцией. Все это приводит к разрастанию дрожжевой флоры в кишечнике, которая подавляет полезные бактерии, и организм лишается витаминов, которые мы усваиваем из пищи только благодаря полезной флоре. Как следствие - дефицит энергии для головного мозга. Исходя из этого, правильное питание ребенка нужно тщательно планировать, особенно если у него есть дополнительная нагрузка в кружках и секциях.
Фото: Юлия Рубцова
Более полезны для детского организма медленные углеводы, например, гречневая, овсяная, кукурузная каши, чечевица. Крайне необходимы в рационе свежие овощи - капуста, морковь, редька, свекла. В качестве перекуса можно использовать фруктовые слайсы или чипсы, бездрожжевые хлебцы - лучше не пшеничные. Для формирования сильного иммунитета в рацион необходимо добавлять витамины C, D, B, препараты селена, йода, цинка, магния. Для здоровья сосудов и продуктивной работы мозга полезно добавлять в рацион омега-кислоты. Для выбора правильных дозировок витаминов и препаратов лучше проконсультироваться с педиатром.
- Самое распространенное заболевание, к которому приводит нарушение пищевого поведения у детей - это ожирение. Формировать полезные гастрономические привычки нужно в возрасте до трех лет, причем без личного примера родителей здесь не обойтись, - подчеркивает Наталья Гриценко. - Кроме того, неправильно питающиеся дети часто страдают от метеоризма, изжоги, болей в животе. В Самарском диагностическом центре можно сделать УЗИ с пробным завтраком и проанализировать работу желчного пузыря. С целью минимизировать риски по линии офтальмологии стоит показать ребенка окулисту, который оценит состояние сосудов глазного дна, проверит остроту зрения. Не лишней будет консультация невролога.
От макушки и до пят
Не все знают, что осанка и прикус - это неразрывно связанные между собой элементы опорно-двигательного аппарата организма. Ключевую роль в их взаимодействии играет височно-нижнечелюстной сустав. Именно на лечении его дисфункции специализируется клиника "Гармония Прикуса".
- Главная причина нарушения прикуса - это нарушение носового дыхания, - рассказывает Эдуард Цымбалов. - Оно может возникать из-за низкого качества воздуха, которым мы дышим, при изменении анатомии полости носа, ухудшении психоэмоционального состояния, пищевой и лекарственной аллергии, вредной привычки ротового дыхания. На первый взгляд, безобидная привычка дышать ртом приводит к изменению положения языка в ротовой полости, что ведет к нарушению правильного роста костей лица, недоразвитию верхней челюсти. Нижняя челюсть смещается кзади, в результате чего формируется неправильный прикус. Это способно повлиять на формирование всего опорно-двигательного аппарата, вплоть до стоп. Кроме того, ротовое дыхание провоцирует рост аденоидов, а кислорода при таком способе дыхания организм усваивает на 30 процентов меньше, чем при дыхании носом. При работе с прикусом и нормализации позиции языка, носового дыхания и правильного глотания происходит увеличение потока воздуха через носовые ходы, и аденоиды уменьшаются.
Фото: Юлия Рубцова
Для лечения подобных стоматологических состояний, как поясняют специалисты центра "Гармония Прикуса", применяется целый комплекс миофункциональной коррекции, направленный на закрепление правильной позиции языка, обучение правильному глотанию, восстановлению носового дыхания.
- В лечении помимо специальной гимнастики применяются разнообразные аппараты, которые восстанавливают работу жевательных и лицевых мышц, - поясняет Эдуард Цымбалов. - Наибольший эффект достигается при совместной работе с остеопатами, кинезиологами, подиатрами - специалистами по здоровью стопы.
Будь готов!
Начальная школа - это еще и время смены молочных зубов на постоянные.
- Смена центральных верхних зубов является главным показателем готовности ребенка к учебе, к социализации в коллективе, - говорит Эдуард Цымбалов. - Если передние молочные зубы еще не сменились - не спешите отдавать его в школу, даже если ему уже полных шесть с половиной или семь лет. Он пока не готов "оторваться" от дома, выйти в социум.
Кроме смены молочных зубов к числу признаков готовности к школе относят способность удерживать внимание на одном виде деятельности.
- Если в три года ребенок на игровых занятиях в детском саду должен держать внимание в течение 10-15 минут, в четыре года - 20 минут, к пяти годам - не менее получаса, - отмечает Инна Шадрина. - Решая вопрос о готовности ребенка к школе родителям необходимо это учитывать.
- Кроме того, у ребенка должна сформироваться школьная мотивация, ему должно быть интересно учиться - продолжает Наталья Гриценко. - Ребенок должен уметь слушать взрослого, выполнять инструкции, воспринимать информацию. Имеет значение и физическое развитие. Если у ребенка не завершилось окостенение костей черепа, не сформирован должным образом скелет, не наросла мышечная масса, то по сравнению с одноклассниками он будет чувствовать себя слабым, не успешным, и это не пойдет ему на пользу.
В завершение беседы все эксперты подчеркнули, что важно не только сформировать у ребенка правильные привычки и грамотно подготовить его к школе, но впоследствии сохранить его здоровье.