Эксперты рассказали, как формировать инклюзивную культуру

Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются "носителем проблемы". К ним не требуется никакого специального подхода. Наоборот - барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, которая не всегда соответствует потребностям людей. Об этом и не только говорили на круглом столе в пресс-центре "Самарского областного вещательного агентства".

Фото: sova.info

Фото: sova.info

Фото: sova.info

Фото: sova.info

Фото: sova.info

Представители компаний и общественных организаций из нескольких городов России в ходе дискуссии обсудили тему "Разнообразие и инклюзивность в корпоративной культуре". Собравшиеся поделились опытом, какие практики инклюзии наработаны в нашей стране, как создается инклюзивная рабочая среда, как в компаниях реализуется инклюзивная политика труда и занятости. А также какие задачи надо решить, чтобы разнообразие и инклюзия получили дальнейшее распространение.

В ходе мероприятия было отмечено, что в настоящее время людей с ограниченными возможностями здоровья в мире - примерно 15 процентов. А чтобы создать поистине доступную среду для всех жителей, вне зависимости от наличия инвалидности, этнической принадлежности, возраста, вероисповедания, половой принадлежности, людям нужно объединиться. Круглый стол в пресс-центре "Самарского областного вещательного агентства" в этом плане стал еще одним шагом в поддержку инклюзивного сообщества.

Своим опытом с собравшимися поделилась управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Анна Бушлякова. Она возглавляет региональные представительства Национального совета по корпоративному волонтёрству в нескольких субъектах РФ, в том числе в Самарской области.

Анна отметила, что компании все чаще включают в свою бизнес-стратегию соответствие целям устойчивого развития. По ее словам, многие из этих 17 целей, принятых ООН как повестка устойчивого развития, предполагают расширенное толкование инклюзии и применение этих практик.

Она рассказала:


- Для нашей компании этот подход базируется на двух китах. Это в первую очередь инклюзивная политика труда и занятости - то, что мы делаем, чтобы любой человек, с любыми возможностями имел равные права на реализацию своих профессиональных навыков. Независимо от пола, возраста, каких-то особенностей - физических, ментальных. В компании сформированы и успешно работают лучшие практики с точки зрения управления персоналом. В том числе предоставление возможностей для талантливых кандидатов с инвалидностью для развития своего профессионального потенциала. Для этого мы участвуем в ярмарках вакансий для людей с инвалидностью, проводимых РООИ "Перспектива". С другой стороны - это социальные программы, которые реализует компания в обществе. Часть из них направлена на социализацию людей с инвалидностью.



Эксперты обсудили роль благотворительных проектов в распространении инклюзивных практик.

- Развитие инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых серьезных социальных задач в России и во всем мире. Необходимо создавать условия, при которых такие люди могли бы активно участвовать в общественной жизни наравне со всеми. Сегодня эту задачу активно помогает решать бизнес-сообщество. Так, наши волонтерские инициативы дополняют крупные совместные благотворительные проекты с Фондом "Со-единение", направленные на помощь людям с одновременным нарушением слуха и зрения, – добавила Анна Бушлякова.

О том, как работают законы, защищающие права инвалидов, и как проблему их трудоустройства решает Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников "Десница", рассказал ее руководитель Евгений Печерских. Он отметил, что работодателям не нужно слушать мифы и "страшилки" о людях с инвалидностью. Сегодня существует много полезных разработок и специалисты готовы ими поделиться:

- Мы активно трудимся, создавая такое сообщество работодателей, где занимаемся их переподготовкой.

О том, как подготовить ребенка с особенностями к взрослой жизни, рассказала председатель Самарской региональной общественной организации детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей "Интеллект" Елена Головинская. Она поделилась опытом, как работать с семьей, школой и родителями.

Руководитель Студии инклюзивного творчества Екатерина Сизова отметила, что важно понимать инклюзию шире, чем доступная среда, чем люди с инвалидностью:


- Наша организация как раз и занимается этим. Мы даже выработали такое понятие, как "правильная инклюзия". Когда процесс воспринимается исключительно с двух сторон. Т.е. это и самостоятельное включение в жизнь активного общества и принятие этим обществом людей, которые хотят быть включёнными.



Именно этим и занимается студия инклюзивного творчества. В студии существует 8 творческих направлений.

В ходе круглого стола о своей работе рассказали художественный руководитель и режиссер творческой инклюзивной студии "Э-моция" из Казани Неля Суркина и специалист отдела для незрячих и слабовидящих ЦГБ им. Л.Н. Толстого АНО "Белая трость" из Севастополя Александра Лазарева.

Процесс распространения инклюзивных практик в компаниях непростой, длительный и постоянный. Участники обсуждения сделали вывод, что только такой подход позволяет сформировать сильную корпоративную культуру, которая находит отклик среди сотрудников, клиентов, поставщиков, инвесторов и более широких групп заинтересованных сторон. Но она не может существовать в вакууме, ведь является частью концепции инклюзивного общества. И борьба со стереотипами, развитие толерантности и эмпатии будут этому способствовать.

Материал по теме

Полная версия