Эксперты обсудили особенности школьного онлайн-образования
Нарастающие темпы пандемии коронавируса вновь вынудили часть школьников средних классов уйти на дистант. Несмотря на длительный срок использования этой практики в нашем регионе, ее можно и нужно совершенствовать. В ходе круглого стола профессионалы поделились опытом проведения интересных и эффективных онлайн-занятий.
Инструменты учителя
Встреча состоялась в пресс-центре "Самарского областного вещательного агентства". Руководитель управления комплексной безопасности и цифровизации образования Министерства образования и науки Самарской области Константин Льольин отметил, что различные интернет-платформы педагоги используют как дополнение к основной образовательной программе, реализуемой в школах.
Фото: Ирина Бойкина
- В 2020 году в связи с пандемией педагогам на федеральном уровне была предоставлена возможность пользоваться государственными информационными системами, такими как "Российская электронная школа", "Московская электронная школа", другими ресурсами, а также поощрялось использование частных платформ, которые бесплатно предоставляют возможность учащимся получать дополнительные знания сверх основной программы, осуществлять проверку этих знаний. При этом администрациям школ рекомендовано вместе с педагогами и в соответствии с выбранными образовательными программами и учебниками выбирать платформу, которую дети будут использовать в дальнейшем, - рассказал Константин Льольин.
Кроме того, интернет-ресурсы позволяют посещать виртуальные музеи, выставки, знакомиться с 3D-моделями каких-либо предметов, реконструкциями событий и явлений. Все это, по мнению эксперта, повышает интерес к теме урока и мотивацию ребенка к получению знаний.
- Чем более качественно педагог сможет подобрать цифровой инструментарий, тем быстрее и эффективнее он добьется поставленных целей, - считает Льольин.
Нужные инструменты
Фото: Ирина Бойкина
Заместитель директора по научно-методической работе Самарского спортивного лицея Ольга Черкасова рассказала, что дистанционные практики в лицее применяются давно, поскольку дети, будучи профессиональными спортсменами, часто вынуждены отсутствовать на уроках из-за участия в сборах и соревнованиях.
- Однако работа с ребятами индивидуально отличается от взаимодействия с целым классом, - делится Ольга Черкасова. – Готовясь в прошлом году к онлайн-обучению, наш педколлектив во главу угла поставил комфортность пребывания ребенка на уроке. Школьнику интересно учиться только тогда, когда он чувствует себя уверенно. Мы попросили педагогов выбрать общие онлайн-платформы для обучения, а классные руководители познакомили ребят с их особенностями. На наш взгляд, это помогает создать ситуацию успеха и повышает работоспособность детей. Второй важный момент – использование наглядности. Каким бы ни был учитель мастером слова, какой бы ни обладал харизмой, при онлайн-обучении словесный метод уходит на дальний план. Очень удачной технологией считается "перевернутый урок", когда урок в школе и домашняя работа меняются местами. Ребята заранее знакомятся с темой, ищут соответствующую информацию, смотрят готовые видеоуроки, а на онлайн-занятии вокруг этого материала строится живой диалог с педагогом, дети закрепляют материал, отрабатывают проблемные моменты.
Учитель физики самарской школы № 3 Виктория Романова считает, что главный секрет эффективности онлайн-урока - в его грамотной и тщательной, детальной подготовке.
- Используя цифровые технологии, мы не отказываемся от традиционных форм и методов работы, - рассказывает она. - Правильно применяя все доступные инструменты работы, можно достичь высоких показателей качества обучения. Наряду с работой с учебником и тетрадями нужно использовать интерактивные методы, видео-, аудиоформат, чаты, игровые квесты и другие материалы.
Трудности онлайн
Фото: Ирина Бойкина
Некоторые сложности и недостатки онлайн-образования обозначил доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Самарского университета им. Королева Константин Лисецкий.
- Домашняя обстановка для ребенка традиционно является пространством отдыха, и ему трудно должным образом сосредоточиться на учебных задачах, - комментирует Лисецкий. - В идеале дистанционные формы обучения работают в дополнительном и профессиональном образовании для взрослых, когда обучающийся заинтересован, замотивирован и самоорганизован, чтобы воспринимать информацию в таком формате. В случае со школьниками эффект от онлайн-обучения повышается, если занятие ведется для небольшой группы в пять-семь человек.
Эксперт отметил, что недостаточно просто организовать дома рабочее пространство для ребенка, важно еще научить его самоорганизации.
- Нужно обучать навыку задавать вопросы самому себе. Это механизм саморазвития - главный подарок, который родители и учителя могут подарить ребенку, - сказал Лисецкий.
По словам профессора, внимание устроено так, что детям интересны движущиеся элементы.
- Неподвижный предмет ребенок рассматривать не может долго, ему нужна динамика. Чтобы удерживать внимание на неподвижном объекте, необходимо уметь порождать текст об этом объекте внутри себя, тогда рождается смысл, который превращается в знание. Если школьник умеет это делать, то тогда создается внутренняя динамика и запускается главный механизм саморазвития, - пояснил спикер.
За рамками урока
Интернет-технологии используются и далеко за рамками школьной программы. Директор по корпоративным отношениям АО "Данон Россия" Мария Жаркова рассказала об онлайн-экскурсиях на молочное производство.
Фото: Ирина Бойкина
- Начало проекту в 2015 году дали офлайн-экскурсии, когда мы приглашали на предприятие школьников, - рассказывает она. - Экскурсии проходили ежедневно.
В онлайн-формат проект перешел в 2020 году в связи с ограничительными мерами.
Фото: Ирина Бойкина
- Мы, конечно же, понимали, что онлайн будет проигрывать реальному посещению завода, поэтому при создании виртуальной экскурсии сделали ставку на три составляющие, - говорит менеджер по связям с общественностью и внутренним коммуникациям компании "Данон Россия" Татьяна Голуб. – Во-первых, мы сразу решили, что это будут не компьютерные 3D-туры и модные VR-технологии, что экскурсии будет вести не робот, не бот и не виртуальный персонаж, а настоящий экскурсовод, и каждый раз он будет это делать в прямом эфире, а не в записи. Во-вторых, мы будем показывать самые закрытые участки производства, недоступные для посещения даже многим работникам. В-третьих, мы включили в проект виртуальную викторину, призы за победу в которой абсолютно реальны. Тур хорошо вписывается в уроки краеведения, где ребята изучают развитие промышленности в Самарском регионе, и уроки окружающего мира, на которых дети знакомятся с основами здорового питания и пользой молочных продуктов.
Начинается экскурсия с виртуального посещения фермы-поставщика, мы рассказываем, в каких условиях живут коровы, как организованы процессы дойки, кормления и содержания животных на современных фермах. Далее вместе с молоковозом отправляемся на завод и здесь уже подробно знакомимся со всеми этапами производства молочных продуктов. Это экскурсия не про бренды и не про рекламу компании, а про то, как это сделано. Для старшеклассников есть профориентационная составляющая. Начинали мы свои туры для школьников и потребителей, которым интересно, как и из чего производится молочная продукция, со временем проектом заинтересовались профильные техникумы и вузы.
Уроки по здоровому питанию и десяткам школьных предметов ученики могут найти на образовательной платформе “ИнтернетУрок”. Руководитель PR-отдела компании Ксения Марсова рассказала о принципах организации занятий в онлайне.
- Очень важно объяснить ребенку, зачем ему те знания, которые предлагает школьная программа, и на жизненных примерах проиллюстрировать их востребованность и полезность в будущем, - поясняет Ксения Марсова. – Наглядно принципы нашей работы демонстрирует "формула четырех "У": ребенка на уроке надо Удивлять, Увлекать, помогать ему получать Удовольствие от процесса обучения, и тогда это неизбежно приведет к Успеху.
В завершение разговора эксперты отметили, что, готовясь к онлайн-урокам, можно и нужно пользоваться наработками коллег, использовать уже опробованные варианты, которые в большом количестве доступны в сети Интернет. Многие образовательные учреждения создают банки методических разработок, которые могут использовать заинтересованные педагоги.
В 2020 году Самарская область заняла третье место в России по числу участников в федеральном проекте "Урок цифры"