Древнее динозавров: в Самаре оцифруют одну из крупнейших в России коллекций бабочек, собранную профессором Сергеем Сачковым
Увидеть бабочку под микроскопом и понаблюдать за ее превращениями из куколки станет возможным для жителей Самарской области не только во сне, но и наяву с помощью VR-технологий. В 2022 году самарскую коллекцию бабочек, одну из крупнейших в России, насчитывающую 100 тысяч экземпляров, оцифруют и представят в Самарском университете в экспозиции мультимедийной выставки "Умный дом бабочек".
Основатель и главный собиратель уникальной коллекции - профессор кафедры экологии, ботаники и охраны природы, доктор биологических наук Сергей Сачков. Он рассказал sova.info, как можно наблюдать за жизнью насекомых в 3D, с чего началась полвека назад "бабочкатека" и почему в Центральной Азии есть "бабочка Сачкова".
С миру - по бабочке
Самарская коллекция бабочек - пятая по численности в России. В ней представлены около 5 тысяч видов чешуекрылых со всего света, кроме Австралии и Антарктиды: с Зеленого континента насекомых вывозить запрещено, а покрытый льдами материк - единственное место на планете, где их нет. По словам профессора Сергея Сачкова, который энтомологией (разделом зоологии, изучающим насекомых) занимается больше 40 лет, чешуекрылые - уникальные создания, которые древнее динозавров. А их разнообразие поражает воображение: в мире известно более 158 тысяч видов.
Ученый отметил:
- В нашей коллекции около 100 тысяч бабочек из 150 стран мира. Это государства Европы, Южной и Северной Америки, Средней Азии, Африки. Есть редкие экземпляры из Индонезии, Мадагаскара, Беринговых островов, Новой Зеландии. Самые большие - "бразильцы": самец и самка вида тизания агриппины с размахом крыльев около 30 см. Самая крупная в мире бабочка немногим больше - это тоже тизания агриппины, но с размахом крыльев 33 см. Она хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Самая маленькая, которая у нас есть, - с размахом крыльев около 3,5 мм из семейства молей-малюток. А самая крошечная в мире - это один из видов рода акалиптрис (тоже из этого семейства) - с размахом крыльев 1,75 мм, обитает преимущественно в Узбекистане.
фото: Татьяна Петунина
Как рассказал Сергей Сачков, из огромного числа собранных бабочек 18 тысяч представлены на булавках и хранятся в специальных ящиках, которых более 300. Вся эта пестрая по видам, цветам и географии коллекция хранится в Самарском университете в лаборатории фаунистики и систематики животных. Пока ее могут изучать только студенты и сотрудники биологического факультета вуза. Это базовый научный фонд для исследований и лучшее наглядное пособие во время учебных занятий.
Кроме того, в мировом сообществе энтомологов хорошо знают коллекцию профессора Сачкова, поэтому в Самарский университет нередко приезжают российские и иностранные специалисты.
фото: Татьяна Петунина
фото: Татьяна Петунина
К слову, самое большое собрание бабочек в мире находится в Британском музее в Лондоне - около 25 млн экземпляров. На втором месте - коллекция бабочек Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге - около 20 млн. Миллионных коллекций чешуекрылых на планете немного: крупные коллекции хранятся в Берлине, Вашингтоне, Париже.
В России на втором месте после коллекции бабочек Зоологического института РАН - собрание Зоологического музея МГУ. На третьем месте - коллекция зоомузея Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН в Новосибирске.
Значимые коллекции бабочек также представлены в Дарвиновском музее в Москве и в Биолого-почвенном институте Дальневосточного отделения РАН во Владивостоке.
фото: Самарский университет
Кроме Самары, многотысячные коллекции бабочек есть в других регионах ПФО, в том числе в Ульяновске, Саратове, Казани и Нижнем Новгороде.
Основу фондов этих музеев составляют частные коллекции, завещанные коллекционерами или приобретенные у их наследников. При бережном хранении бабочки могут оставаться невредимыми столетиями. Правда, их нельзя демонстрировать на дневном свету долгое время: пыльца на крыльях выцветает.
Профессор рассказывает:
- Цель с самого начала была амбициозная - создать внушительную по размерам коллекцию, сопоставимую с центральными. Мало-помалу мы двигаемся в этом направлении. Коллекция продолжит пополняться. Остановиться - значит, остановить научную работу. Это материал для изучения, фондовое собрание, без которого нельзя открыть что-то новое.
фото: Самарский университет
Порхающий интерактив
Сергей Сачков с энтузиазмом воспринял идею оцифровать вузовскую коллекцию бабочек и на основе этого создать мультимедийный музей с интерактивными зонами, где с помощью очков виртуальной реальности можно будет рассмотреть в деталях полет насекомых, а надев VR-перчатки, - взять в руки 3D-бабочку и ощутить взмах ее тончайших крыльев. Интерактивные столы, наполненные фотографиями, представят основную часть самарской коллекции.
Наряду с виртуальными и цифровыми бабочками в музей привнесут ощущение настоящей природы - вместе с живыми чешуекрылыми. За их жизнью в инсектарии (специальном помещении, предназначенном для содержания и разведения насекомых) можно будет наблюдать через стекло. Например, интересным может показаться процесс превращения их из куколки в бабочку.
С инициативой представить бабочек в цифровом формате выступил президент вуза Виктор Сойфер. Идею поддержал губернатор Дмитрий Азаров. Он предложил использовать современные технологии, чтобы привлечь внимание к коллекции как ученых, так и всех жителей региона. По его словам, важно сделать выставку максимально интересной и привлекательной, чтобы она стала туристическим объектом.
фото: Самарский университет
"Умный дом бабочек" - традиция в мире энтомологии. Живые бабочки в качестве экспонатов выставок стали популярны в Англии еще в конце 1970-х годов. Первый дом бабочек появился в городе Коконат-Крик во Флориде (США). Сегодня такие дома существуют на всех континентах.
В Самарском университете дом для бабочек планируют открыть в корпусе по адресу: ул. Академика Павлова, 1. На первом этаже уже готовят помещение для ремонта по созданному дизайн-проекту. Работы непочатый край, зато Самара окажется в числе городов, которые смогут похвастаться не только крупной коллекцией бабочек, но и специальным музеем, целиком им посвященным.
По задумке гости смогут попробовать себя в роли энтомолога и поработать со специальным оборудованием: микроскопами, микрофотосъемкой, светоловушками (переносными источниками света, на которые во время полевых экспедиций летят бабочки). В музее будет работать лекторий, где педагоги и студенты биологического факультета смогут делиться своими знаниями с гостями вуза.
- Экземпляры коллекции хрупкие и требуют определенных условий хранения. Утрата каждого из них невосполнима, - сказал Сергей Сачков. - Поэтому мы договорились, что после оцифровки наиболее ценных видов, в том числе 42 видов бабочек, занесенных в Красную Книгу Самарской области, коллекция останется в лаборатории. Устраивать выставки бабочек - занятие неблагодарное, потому что они выцветают. Свет убивает пигменты, делая крылья блеклыми и одинаковыми. Надо сказать, что в мире почти нет идентичных бабочек. Элементы рисунка на крыльях могут быть схожими, но тем не менее они все отличны друг от друга.
фото: Татьяна Петунина
Коллекция родом из детства
Сергей Сачков собирал свою коллекцию бабочек полвека - еще со школьных лет. В шестом классе вместе с друзьями начал ловить бабочек руками и сачками - фамилия к этому располагала. Потом заинтересовался энтомологией уже всерьез. Со временем к этому делу подключилась вся его семья. Родители часто приносили ему с улицы спичечные коробки с интересными экземплярами.
- Энтомологическая фаза есть в развитии, я думаю, любого человека: почти все в детстве ловят кузнечиков и бабочек сачком. У кого-то этот интерес сохраняется, у кого-то сменяется другими. По мере того как я становился старше, мой интерес только упрочился. На биологический факультет Куйбышевского госуниверситета я поступил именно из-за бабочек, чтобы профессионально этим заниматься. Ну и не прогадал. Сначала привлекала меня красота, потом появился научный интерес.
Сергей Сачков ловил бабочек всегда: и во время учебы в многочисленных экспедициях, и во время службы в армии (когда за насекомыми на лесной поляне вместе с ним гонялся весь взвод), и во время работы в Самарском университете. Много лет назад коллекцию бабочек перевезли в вуз вместе с научной библиотекой из дома Сергея Анатольевича.
фото: Самарский университ
Тигр вместо бабочки
Коллекцию бабочек Сергей Сачков пополнял и сам, и с помощью коллег, и посредством обмена. Экспедиции - кладезь находок и открытий. В разное время профессор в поисках бабочек провел полевые сезоны в разных регионах России - от Урала до Дальнего Востока, от Каспия до Байкала. Ловил бабочек в странах Центральной Азии и Европы. Его мечта поехать в тропики так и не осуществилась, так как по состоянию здоровья он не может переносить сильную жару.
- Принято считать, что если страна тропическая, то там встречаются большие и красивые бабочки. На самом деле это не так, - рассказал ученый. - Там много маленьких, серых и невзрачных созданий. Другое дело, что вместе с ними есть что-то впечатляющее. Это связано с разнообразием экологических ниш и природы. Самое важное для беспозвоночных - сочетание оптимальной температуры и влажности. Тогда они могут достичь больших размеров. Например, в нашей коллекции есть яркие крупные бабочки из Новой Гвинеи и 15 видов - из Центральной и Южной Америки.
По его словам, в России самый богатый регион на бабочек - южное Приморье на Дальнем Востоке. Там он участвовал в нескольких экспедициях.
- Вот эту "зверушку" ловил на Дальнем Востоке, называется она sephisa princes, или сефиза двухцветная (вид дневных бабочек из семейства нимфалид). И во время охоты довольно близко столкнулся с тигром. Не могу сказать, что это знакомство доставило мне удовольствие, - поделился он.
фото: Самарский университет
Некоторые виды бабочек он описывал, но никогда не был в стране, где они обитают. Например, монгольских чешуекрылых.
- Довольно неплохой материал передал один австрийский коллега. Такая вот взаимовыручка. И если я куда-то еду, то тоже не только думаю о своей коллекции, но и собираю многое из того, что представляет интерес для других специалистов. И когда передаю, вижу радость в глазах.
фото: Татьяна Петунина
Новые открытия
За годы, проведенные в поисках уникальных образцов, Сергей Сачков не раз становился первооткрывателем. Он сделал достоянием науки и описал 20 новых таксонов бабочек, ранее неизвестных в мире. Самый первый открытый им вид он назвал в честь жены Юлии - infurcitinea juliae.
- Мы, энтомологи, часто испытываем чувство первооткрывателя: в мире бабочек новый для науки вид попадается не раз и не два за жизнь исследователя. Но есть и обратная сторона медали. Консервация и описание - это столько кропотливых процедур. В нашем деле надо обладать безграничным терпением.
Терпения требует и сам процесс ловли. Большая часть видов - около 70 % - встречаются в ночное время. Бабочки летят на источник света. Энтомологи создают его с помощью фонарей и ламп. Особенно эффективна ультрафиолетовая лампа - она наиболее "урожайна".
Дело в том, что насекомые обладают зрением в ультрафиолетовой части спектра, поэтому активно откликаются на эти источники. На обычную лампу тоже летят, но немногие.
В городе тоже можно поймать бабочку, например, рядом с уличным фонарем, но из-за обилия источников света насекомые попросту дезориентируются.
фото: Самарский университет
Бабочки-земляки
Как рассказал Сергей Сачков, в Самарской области известно чуть меньше двух тысяч видов бабочек - 1988 (в России - свыше 10 тысяч видов). Губерния - пестрый регион с точки зрения ландшафтов и природных условий, поэтому и насекомых здесь великое множество. Только на одной Самарской Луке обитают около 1600 видов бабочек.
Большинство из них не могут зимовать и умирают после летнего сезона. Но есть живучие виды, способные пережить холода: они успевают отложить яйца, из которых выводятся гусеницы. Весной они окукливаются и возобновляют свою жизнь.
В основном бабочка живет одно лето. Есть бабочки, которые могут прожить в природе всего 2-3 дня (без хоботка и не питающиеся). Те, которые могут питаться и поддерживать свои силы, - например, бабочки павлиний глаз и крапивница, - живут по 9 месяцев с мая по август, выдерживая морозный период.
Самые большие бабочки, которые в Самарской области встречал Сергей Сачков, это олеандровый бражник, или мертвая голова - до 12 см в размахе крыльев. Чуть меньше по размерам, но ежегодно встречается в нашем регионе, синяя или голубая ленточница - размах крыльев до 11 см. Эти виды бабочек перелетные, поэтому их нельзя считать коренными самарцами. Например, олеандровый бражник живет на самом юге Крыма и на узенькой полоске черноморского побережья Кавказа, однако долетает до Норвегии.
фото: Самарский университет
Именная совка
В Монголии и Казахстане можно встретить бабочку под названием сцитрис сачкова. Она относится к семейству мрачных (темных) молей. Примечательна она тем, что итальянские энтомологи назвали ее в честь Сергея Сачкова. В 2006 году специалисты открыли этот новый вид в Центральной Азии и посвятили это открытие своему коллеге, но его об этом не предупредили.
- Мне как-то прислали оттиск статьи в журнале с описанием новых видов сцитридид, написанной туринскими энтомологами, где один из видов был назван scythris sachkovi, а в строке "Этимология" было указано посвящение названия лепидоптерологу из Самарского университета. Это было неожиданно, - вспоминает ученый.
Еще одним памятным для него событием стал выход в Германии в 2017 году книги "Итоги инвентаризации фауны чешуекрылых Волго-Уральского региона", в которой он выступил соавтором. На подготовку издания ушло несколько десятков лет полевых работ и лабораторных исследований.
Фактически это ревизия другого труда: в 1844 году профессор Казанского университета Эдуард Эверсманн представил общественности монографическую сводку в 633 страницы с указанием 1279 видов фауны чешуекрылых Волго-Уральского региона.
Спустя 173 года Сергей Сачков с коллегами уточнил число. Бабочек уже оказалось 4082 вида. Как считает специалист, такая огромная разница в данных неудивительна, ведь тогда было немного специалистов, да и добраться до нужной местности было сложнее, что ограничивало ареал сбора насекомых.
фото: Самарский университет