Дома - это холст: как муралы пришли в Самару и для чего они нам нужны

Мурал - это яркий пример городского стрит-арта. Число таких артов в Самаре и регионе постоянно растет - только в областном центре их уже более 40. С чего все началось и почему муралы так легко вошли в нашу культуру, разбиралась корреспондент Sovainfo.ru.

Фото: Екатерина Ершова


Есть идея

Мурал, в отличие от граффити занимает всю стену, а не ее часть. Кроме того, эти настенные рисунки всегда несут глубокую смысловую нагрузку. Сначала рождается идея, посыл, а затем - рисунок.

В России были все предпосылки к популяризации этого движения, говорят эксперты. По словам уличного самарского художника Антона Арт-Абстрактова, достаточно вспомнить про советскую монументальную живопись, которая стала визитной карточкой многих отечественных художников и архитекторов.

-Уже тогда, в советское время, у нас на фасадах домов керамической плиткой выкладывали различные орнаменты, которые тоже использовались в качестве декоративных элементов. Исторически это созвучно особенностям нашей страны, потому как мозаичная техника была развита повсеместно, - сказал он в беседе с Sovainfo.ru.

Фото: Виталий Шабинский

Наше время

Эксперты сходятся во мнении, что муралы, как течение в искусстве сейчас разделены на два вектора: коммерческий и художественный.

Коммерциализация стрит-арта успешно реализуется в Москве. Фасады ряда зданий столицы украшены муралами для привлечения внимания к объекту или улучшения его внешнего вида.

Другая история с культурой муралов в Санкт-Петербурге. Здесь более актуален второй вектор – художественный, отмечают эксперты. В северной столице переплетаются арты из разных времен, начиная от советского мурального творчества на Ленфильме и заканчивая авторскими настенными работами, поднимающими проблемы архитектурной эстетики в Питере и не только.

Спасибо ЧМ-2018

Фото: Андрей Савельев


В Самаре популяризация муралов началась благодаря ЧМ-2018, отмечают эксперты. Говоря с Sovainfo.ru о внешних изменениях города, Сергей Баландин - художник, арт-критик, куратор галереи “Виктория” подчеркнул:

- Для Самары все началось в 2018 году, когда город стал принимать Чемпионат мира по футболу. Вдоль основного туристического маршрута по Ново-Садовой и до стадиона на фасадах появились различные композиции с футболистами. Потом появился фестиваль Samara Ground, который сосредоточился на старом центре города, - вспоминает эксперт.
Самара в кадрах

Михаил Савченко - директор филиала Третьяковской галереи в Самаре отметил в беседе с Sovainfo.ru: если важна художественная ценность мурала, то его неотъемлемой частью должно быть привлечение куратора, который разбирается в теме и знает среду.

- Ключ - это работа с территорией, на которой эти проекты создаются, смыслами, какими-то ее особенностями. И, конечно, включение локальной среды в качестве соучастника данного проекта. Муралы могут быть где-то не очень удобными или остросоциальными, но они все-таки будут не дизайном, а мыслью и художественным высказыванием, - считает Савченко.

Фото: Андрей Савельев

Сейчас в Самаре больше 40 современных муралов. Все они были созданы за последние пять лет по инициативе властей, в рамках фестивалей или творческих инициатив горожан. 

Один из проектов - “Общее решение” под кураторством Андрея Сяйлева. 

Горожане голосовали за цвета, в которые будет покрашен забор ГРЭС, разделяющий две части самарской набережной - “старую” и “новую”. Также можно было в качестве волонтера поучаствовать в создании арта.

Фото: Екатерина Ершова


Многие муралы в Самаре были приурочены к конкретным мероприятиям или событиям. Это подтверждает мысль о том, что идея в таких проектах первична.

Например, есть серия муралов о знаменитых личностях, оставивших свой след в истории области и страны. Так, на зданиях в Самаре можно увидеть портреты врача Владимира Середавина (Губанова, 4), космонавта Юрия Гагарина (Демократическая, 43), конструктора Дмитрия Козлова (Ново-Вокзальная, 267), а в Новокуйбышевске - Валерия Грушина, чьим именем назван фестиваль бардовской песни, (Репина, 2).

Долгая и трагическая борьба с коронавирусом стала основой для муралов на тему пандемии.

Есть и работы, посвященных важным страницам истории. Например, мурал с изображением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского украсил здание многоэтажки в Тольятти (Ворошиловская, 2а). 

Фото: Юлия Рубцова


А в Самаре к юбилею победы в Великой Отечественной войне на стенах домов появились портреты летчицы Ольги Санфировой, Героя соцтруда Дмитрия Ворфоломеева и других знаковых персонажей. 

А в последнее время появляется все больше муралов по теме СВО.


Фото: Ирина Бойкина


В Самаре также можно найти работы, посвященные теме космоса.

Некоторые из них появились в рамках фестиваля Samara Ground - девушка с планетами (Ново-Садовая, 198), другие были созданы ко Дню космонавтики в России – ракета-носитель “Союз” в объективе незнакомки (Ленина, 7).

Фото: Владимир Котмишев


Материал по теме

Полная версия