Доктор здравпункта аэропорта Курумоч получила звание заслуженного врача России
Олеся Курносова более 30 лет отдала любимой профессии. Сейчас она – заведующая здравпунктом самарского аэропорта. Именно ее команда обеспечивает безопасность пассажиров, «выпуская» пилотов в рейс только после тщательного медосмотра, и помогая людям, у которых во время перелета возникли проблемы со здоровьем.
Олеся Курносова пришла в медицину в 1990 году. Говорит, это было ее детской мечтой. В медучилище ушла после восьмого класса, а окончив его, устроилась в городскую больницу N7 в Красноглинском районе Самары. Дежурства на работе совмещала с новым этапом обучения.
В 1997 году она получила диплом врача и ушла в женскую консультацию. Еще через несколько лет ее пригласили в поликлинику в поселке Береза, которая тогда входила структуру аэропорта. У молодого врача появились новые обязанности.
- У нас тогда существовал единый Куйбышевский авиаотряд, для врачей амбулатории было обязательным участие в аварийно-спасательных работах. По сигналу тревоги мы все выезжали в аэропорт, - рассказывает Олеся Курносова. - Потом меня стали отправлять сюда на дежурства. Я поняла, что это дело мне по душе, получила еще одну специальность и полностью перешла на работу в здравпункт.Зона ответственности местных медиков – предсменный и предполетный осмотр сотрудников аэропорта, экипажей воздушных судов, а также помощь пассажирам - посетителям и пациентам, из-за состояния которых пришлось прервать полет и совершить вынужденную посадку.
Приходится оказывать любую помощь - от обработки небольших порезов до сердечно-легочной реанимации. Среди самых частых причин вынужденной посадки, по словам врача, потеря сознания на борту, гипертонические кризы, начало преждевременных родов, кома, а также осложнения инфекционных заболеваний у детей.
Когда судно запрашивает посадку, об этом сразу оповещают станцию скорой помощи, и машина обычно успевает приехать к моменту прибытия самолета.
- Мы поднимаемся на борт и быстро оказываем необходимую помощь, чтобы можно было дальше транспортировать пациента, - объясняет Олеся Курносова. – Справляемся даже с самыми тяжелыми случаями. В основном все ситуации разрешаются благополучно.Одним из самых трогательных моментов в работе бригады стало рождение малыша на борту воздушного судна. Его мама летела из Ташкента в Германию, и роды прямо в воздухе приняли немецкие коллеги. Самарские медики помогли справиться с возникшими в процессе осложнениями и доставили женщину с ребенком в роддом.
- Новорожденный, можно сказать, получил тройное гражданство - узбекское, немецкое и российское, - смеется доктор.А вот другой пассажирке медики в буквальном смысле слова подарили вторую жизнь. Этот случай они до сих пор считают настоящим чудом. Женщине стало плохо в аэропорту. Первыми заметили это и пришли на помощь сотрудники полиции. Подоспевшую бригаду врачей ждало серьезное испытание – «запускать» сердце пациентки после остановок пришлось шесть раз. И все же история получилась со счастливым финалом. После успешной реанимации больную передали в руки врачей-кардиологов. Всего через неделю она вернулась в аэропорт, чтобы поблагодарить своих спасителей, и наконец, смогла сесть на свой рейс до Хабаровска.
Но главным направлением работы медпункта все же являются пред и послерейсовые осмотры экипажей. Врачебную комиссию перед полетом должна пройти вся команда: командир, второй пилот, борпроводники, штурманы, бортмеханики, бортрадисты и бортоператоры. Их осматривают, спрашивают о жалобах, измеряют пульс. Если есть какие-то отклонения, подключают еще и датчик давления, проводят тест на алкоголь и наркотики.
- При обычном же медосмотре мы измеряем пульс, температуру, смотрим на состояние слизистых, дыхание, чтобы исключить острые респираторные заболевания, - поясняет Олеся Курносова. - Обращаем внимание на настроение. Если человек пришел злой и расстроенный, уделяем ему больше внимания, стараемся поговорить, отвлечь от грустных мыслей. Обязательно спрашиваем, какой был предполетный отдых. Если недостаточный, можем и отстранить от полета, чтобы не подвергать опасности пассажиров и экипаж.Раньше все обследования проводили «вручную». Теперь используют так называемые аппараты автоматизированного дистанционного медосмотра. Они измеряют пульс, давление, температуру и определяют наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. При необходимости можно запустить программу индикации употребления наркотических средств.
Современное оборудование заметно ускоряет процесс - один фельдшер может следить за состоянием сразу нескольких пациентов. За считанные минуты программа выдает заключение, на основе которого уже врачи принимают решение о допуске к работе.
- Сейчас пилоты следят за здоровьем, дорожат своим местом, - говорит Курносова. – Основными причинами отстранения становятся вирусные инфекции, гипертонический криз, стресс. А вот случаев отстранения «по алкоголю» в последние годы нет совсем.За свой многолетний труд в системе здравоохранения в этом году Олеся Курносова получила высшую государственную награду для медиков – звание заслуженного врача России. Похвастаться таким достижением могут всего несколько жителей нашего региона. Вручили медаль доктору в торжественной обстановке в Москве.
- Награда была неожиданной, церемония очень трогательная, эмоций было много: и радость, и волнение, и гордость, - поделилась Олеся. - Я еще раз убедилась, что не зря всю жизнь проработала врачом.